Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


Отчёт об исследовании подземных сооружений
близ села Гаврилова Поляна
(часть 1-я)

Место лютой сечи поросло травой,
Больно жгучи речи. Бой не за горой.
(Алиса)

В июле 2001 года, во время поисков пещеры Подгорская-1 в районе Гавриловой поляны, мне удалось познакомиться с местным жителем, который рассказывал, что ещё мальчишкой лазал в вертикальную систему штолен, расположенную поблизости.

Собрав информацию о районе действий и установив контакт с местными жителями, наша поисковая группа с сентября 2001 года занялась поисками. Вот что нам удалось узнать.

Все горы вокруг Гавриловой Поляны изобилуют наличием ровных площадок, сложенных из камней. Это так называемые "позиции". На одной такой "позиции" свободно размещались три зенитные батареи и осветительный прожектор. Кроме того, практически от каждой площадки вглубь горы был прорыт ход, в сечении представляющий квадрат 2х2 м. Глубина таких ходов – около 50 м, что позволяет предположить их использование в качестве складов боеприпасов. Некоторые позиции имели даже пробуренные скважины для снабжения личного состава водой – до сих пор торчат из камня отрезки труб, уходящие вглубь горы. Провиант сбрасывался с самолета.

Назначение такого мощного укрепления вполне понятно. За горой в 1942 году строился военный аэродром, на который даже было выполнено две пробные посадки военных самолётов.

Впоследствии необходимость в нём отпала, и территорию распахали под колхозные поля. Аэродрому нужно было прикрытие от авиации противника, а что может быть лучше замаскированных на поросшей густым лесом горе зенитных батарей?

Неизвестно когда – в годы войны, либо после ликвидации лагеря (см. ниже), были сняты все орудия, а по приказу Сталина (Закон 1949 года "О недрах" и Указ от 1947 года "О запрещении несанкционированного посещения подземных полостей, рудников, шахт, пещер и каменоломен"), все ходы были взорваны специальными сапёрными частями МГБ.

Однако некоторые из взорванных ходов всё же удалось раскопать, многие ещё предстоит. В одном из таких ходов нами было обнаружено нечто необычное.

Протиснувшись через "шкурник", мы попали в небольшой, сильно заваленный упавшими плитами, зал. В дальнем конце вниз ведет узкий лаз, из которого ощутимо "тянет" мощный поток холодного воздуха. Кто-то из спелестологов заботливо установил здесь деревянную лестницу. Спустившись на пару метров вниз, мы попали в длинный коридор с тем же квадратным сечением 2х2 м. Ход обвалоопасен – тут и там лежат огромные плиты, а кое-где даже целые "конусы". В самом начале ещё сохранились полусгнившие крепи. Через 50 метров ход заканчивается… шахтой квадратного сечения 3х3 м. По углам сохранились фрагменты крепей, прежде защищавших строителей от обвалов. Там же лежала полусгнившая ручка от какого-то предмета, возможно чайника, либо котелка, только небольшого размера. Как известно, зэки были мастера на все руки и вполне могли изготовить что-то подобное.

Сам колодец имеет очень ровные (насколько это возможно), сохранившие следы от бревенчатой опалубки, стенки. Опущенный лот с мерным шнуром зафиксировал глубину в 23,6 м. Это немного выше, чем уровень Волги. До дна достает только мощнейший луч четырёхбатареечного "Диггера" с криптоном. На глубине примерно 10 м имеется некое углубление в направлении продолжения хода. Примерно на той же высоте кружит летучая мышь.

Конфигурация колодца позволяет предположить возможность использования его в качестве шахты лифта. Кому и зачем он здесь понадобился? Кто строил все эти укрепления?

С 1939 по 1954 годы село Гаврилова Поляна являлась ни чем иным как ОЛП № 1 (Отдельный лагерный пункт). До сих пор на холме возвышается здание сгоревшей в 1993 году Психиатрической больницы № 2. До 1954 года здесь находился штаб лагерного пункта. Здесь размещались администрация лагеря, магазин и квартиры персонала. Для заключённых (около семи тысяч человек) было сооружено более десяти бараков.

Лагерь заметно отличался от прочих сталинских лагерей. Он являлся своеобразным "санаторием", куда отправляли сильно ослабших заключённых, а также больных туберкулёзом. Говорят, даже, что в лагере было разбито несколько клумб с цветами, а так же действовал самодеятельный театр.[1]

В силу тяжести труда заключённых, в лагере было очень много смертей. Всех умерших и убитых хоронили вдоль дороги до Подгор. И сейчас по правую сторону от неё видны холмы – братские могилы погибших в то страшное время. В 90-х годах прошлого столетья всем погибшим обществом "Мемориал" был установлен крест с памятной надписью: "Этого не должно больше повториться".

Жители села Подгоры рассказывают, что лагерь был ликвидирован 1953 году, сразу после смерти Сталина. Часть надзирателей осталась на Гавриловой Поляне, часть уехала. Заключённых же освободили – открыли ворота лагеря и перестали кормить. Сильно ослабленные болезнями и тяжёлым трудом устремились они в Подгоры, однако 6 километров грунтовки не всем оказались по силам – вся дорога была устлана трупами. Часть заключённых осталась на Гавриловой Поляне.

Особого внимания заслуживает само здание штаба. В семьях сотрудников КГБ в 80-е годы поговаривали, что дом этот строился как спецобъект. А спецобъектами в те годы называли дачи партработников. Только на Гавриловой Поляне, по словам местных жителей, должна была быть не просто дача, а дача № 3 самого Сталина. [1] Говорят также, что от дачи шёл подземный ход (ныне взорван) до Каменного озера, где вполне мог сесть гидросамолёт. Однако, не совсем понятно, что здесь имеется ввиду. Местные называют Каменным озером протоку Волги, начинающуюся от самого села, официально же Каменное озеро находится значительно дальше.

В среде диггеров поговаривают о шахте на Крестовой Поляне (село, расположенное не очень далеко от Гавриловой Поляны), ведущей в ход под Волгой (заминированный), заканчивающийся на Красной Глинке, в районе Холодильника. А уж оттуда по К-66 можно и до Объекта № 1 добраться. Не исключаю вероятность соединения всех этих объектов в единую систему. По дороге от Гавриловой до Крестовой Поляны мы обратили внимание на несколько интересных деталей, но это уже отдельная история.

С большой долей уверенности можно говорить, что этот объект является одной из частей "Каменного крейсера", описанного В. Суворовым в книге "Контроль". Однако, это ещё не все загадки Гавриловой Поляны. Поднявшись на одну из гор близ села, мы наткнулись на множество ям различной глубины и несколько глубоких колодцев. Картина очень напоминала соседнюю – Серную – гору. Но нигде прежде нам не приходилось слышать о чём-то подобном. Осуществленные группой спуски в два колодца (7 и 3 м глубиной соответственно) дают основание предполагать наличие некой системы (возможно, рудников), связанной с колодцами – дно очень гулкое, попытки раскопок вели к вскрытию новых полостей. Стеснённые временем, мы оставили раскопки до другого раза.

Немного в стороне от ям, по склону, до самого подножья горы спускается… желоб. Опять-таки как на Серной! Только желоб более "мощный" и лучше сохранился. Когда же это всё разрабатывалось? Возможно, некий свет прольёт на это найденный на том же склоне монумент – обработанный камень в человеческий рост, сильно поросший мхом, со слабо читаемой выбитой надписью "1846-1892". А местные жители утверждают, что мордва рыла что-то на этой горе ещё в X веке.

Почти в самом низу, на склоне, есть ещё одна "достопримечательность" – огромная яма с останками мотоцикла "Ява" на дне. Объект вырыт строителями ГЭС, причем спустя значительное время после свёртывания укрепрайона.

В заключении хочется отдельно сказать о жителях Гавриловой Поляны, возникшей ещё в конце XIX века. Начнём с того, что само село названо так ошибочно – Гаврилова Поляна располагалась гораздо выше по течению, ближе к Крестовой Поляне. Современное же местоположение села называлось Пасекой. Коренных жителей здесь, разумеется, не осталось. После 1954 года в селе осталась жить часть бывших заключенных и часть надзирателей. В основном же здесь проживал персонал Психиатрической больницы № 2, которая была единственным источником доходов села. Сейчас Гаврилова Поляна превратилась в дачный массив. Последний надзиратель умер 2 года назад, а заключенный – 5 лет назад, причем он пошёл служить в органы Государственной Безопасности и оставил службу в звании старшего лейтенанта. Основную массу жителей составляют дачники, очень редко выходящие за границу своих шести соток и бывшие врачи психиатрической лечебницы. В связи с вышеизложенным, узнать что-либо становится крайне затруднительно.

В ближайшее время поиски затруднит и строительство дороги от Подгор до Ширяево, и возведение туристического комплекса в Жигулях (проект "Швейцария-2"), и постройка отеля на г. Верблюд.

В ближайших планах нашей группы вскрытие ещё нескольких "ходов", спуск в "шахту", исследование углубления в стене "шахты".

Продолжение следует…

В. Паршин, ноябрь 2001 г.

Литература:

[1] – "Гаврилова Поляна: большая история маленького села" – Мамаев Ю. Б.
[2] – "История подмосковного спелеоандеграунда" – Гусаков С. Б. (Москва, РОСС, 1997 г.)

Входное отверстие в штольню с колодцем из-за обвала очень рыхлого известкового грунта теперь расположено выше её свода, и спуск по узкой щели весьма опасен из-за сильной осыпи, которая может произойти при любом неосторожном движении.

Так выглядит выход из другой, более короткой и легче проходимой, штольни на "позицию"

Привходовая часть штольни. Сохранились полусгнившие крепи.

Так выглядит сам ход. Известняк, в котором он выполнен, удивительно непрочен – берёшься пальцами за выступ стены, а он остаётся в руке! Поэтому идти довольно страшно – если какому-то из каменюг, чудом держащихся на потолке, вздумается упасть, мало не покажется..

Тот самый загадочный колодец в конце штольни

А это уже колодец, образованный природой. Расположен на вершине горы.

Вот так выглядит ныне дача Сталина № 3. Очень странное впечатление оставляет мощёная окрестным камнем на протяжении всего пары сотен метров дорога, резко обрывающаяся за правой границей кадра.

Рухнувший лестничный пролёт скрутил швеллер как жестянку

Останки стоматологического кресла

Котельная/прачечная

Фото автора (2001 г.) и Аналитика (2003 г.), комментарии Аналитика.


Вернуться на базу