Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


Назад, в подвалы…

 

Все события и имена вымышлены.
Любое совпадение с реальностью случайно.
Текст мной придуман от начала до конца.

"Я возвращаюсь налегке, с запасом стрел
Назад, в подвалы…"

(гр. "Калинов мост")

Ну, не стрел, но батареек запас точно был. Итак, я снова спускаюсь под землю. Спускаюсь не один, с товарищем. Сегодня это Аналитик.

Дождливым субботним утром мы встретились с ним в условленном месте. С прошлой экспедиции прошло достаточно времени. Все попытки собраться оканчивались неудачами. В процессе попыток появлялись какие-то попутчики, потом отпадали. Появлялись другие. Я в это время ходил по Городу, проводил рекогносцировку на предмет потенциальных мест и тихо завидовал Москве с ее широчайшим полем деятельности.

Но вот всё сложилось как надо. Идём. Объект № 1 тут же, на Площади. Разведал я его только вчера. Свежий. Заходим во двор. Никого. У стены дома провал в асфальте. Рядом дверь. Заходим через дверь – мы культурные люди. Этакий предбанник. Далее деревянная дверь. На замке. Сволочь! Аналитик предлагает наплевать на замок. Плюем. Оказалось очень легко – петля засова легко вынимается. Заходим внутрь – там тепло и влажно. Фонари выхватывают переплетения труб, манометры. Тепловой узел. Проходим далее. Стена. Древняя, из больших камней. Под стеной какой-то провал. Светим в него. Сердце ёкает. Наконец-то! В провале видна зияющая пустота. На дне поблескивает вода. Сразу в голове рождаются мысли о загадочных лабиринтах. Но в провал не попасть. Слишком узкое отверстие между труб. Разочарованно оглядываемся. Слева дверь. Заходим. Тот же коллектор. Стоит стол, пустые бутылки. Нет, не со старыми винами. Из-под водки. Вотчина слесарей. Вдоль стены видны следы провалов в то же помещение, что мы нашли в коридоре. Не пролезть.

Что характерно, ощущения совсем другие, чем были в бункере и в тоннеле. Там объекты производственные в какой-то мере. Тут частные помещения, совсем другого назначения. Но страха нет и тут. Я вообще отмечаю, что пока, где бы не был, нигде не испытывал страха. Любопытство, азарт есть. Страха нет. Может это пока так, потом всё встанет на свои места. Ведь, если рассуждать нормально, разумно – такие помещения всё-таки источники повышенной опасности. Впрочем, ладно. Не терять бы осторожность – это главное.

Итак, стоим в слесарной, думаем, что делать дальше. Что обломились, это ясно. Но делать-то что-то надо. Выходим обратно, вставляем засов на место. И вот видим, что перед нами, под лестницей, ведущей наверх, огромный провал, а за ним открывается довольно обширное помещение, заваленное всяким мусором. Пробираемся туда. Вот они, подвалы! Мы стоим в высоком помещении. Перед нами квадратное отверстие в полу, наполовину заваленное мусором. Мусор высыпался сверху и забил собой дыру во двор. Теперь там ходят люди и ездят машины жителей дома. Светим в отверстие. На дне вода. Лезть не решаемся, так как далее виден проход в другое помещение. Пробираемся. Ёлки густые, какой низкий свод. А над ним тонны паутины. Конечно, я собрал её шапкой. Надеюсь, пауки меня поймут. Кстати вот и они.

Какой кошмар. На ум снова приходят любимые герои детских книжек – чужие и прочая дрянь. Пауки все дохлые, покрытые какой-то плесенью. Зрелище, скажу Вам пречудесное. Причем этих трупов паучиных тут не меряно, будто они все погибли в одночасье от какой-то болезни. Страшные до жути. Рядом что-то булькает. Канализация. Пока не пахнет. Идём далее, оставив сумки под охраной пауков-призраков. Поворачиваем направо, в дверной проём. Теперь мы стоим лицом к слесарной, но с другой стороны стены. Большое, примерно метра 4 высотой помещение. Посередине на потолке висит люстра, вернее, то, что от неё осталось. Справа сооружение, напоминающее душ. На стене вешалка. Прямо перед дверью провал в полу (он, кстати бетонный). В нём видно помещение, заваленное какой-то дрянью типа раскисшей ДСП. Помещение замкнутое, похожее на погреб, стены из бетона. Скорее всего, погреб и есть. Далее прохода нет. Аналитик кричит, что нашёл проход далее. Возвращаюсь к сумкам. Точно, справа есть проход, скорее пролаз между досок в следующее помещение. Там уже много всякого бытового хлама – старая обувь, сломанная керосинка и т. п., в полу два квадратных отверстия. Светим туда. Погреба. Такие же бетонные стенки и никакого продолжения. Этакие каменные мешки. В одном из пола торчит кусок трубы. У меня сразу разыгрывается фантазия, на тему, что классно, наверное, сверзится в этот мешок и прямо на трубу животом, или спиной. Вообще, я хочу сказать, за сюжетами для фильмов ужасов далеко ходить не надо. Этого подвала хватит на три фильма.

Если смотреть от входа в это помещение, то взгляд упрется в другое, попасть в него нельзя, но сквозь редкие доски видно, что там лежит. А лежит там всякий хлам, который обычно валяется в каждом сарае. Сломанная старинная (я её достал-таки) рамка, разбитый аквариум. Старый стул. Вот стул был когда-то крутым, но теперь… Колесо от велосипеда, корзины.

Идём дальше, перелезая некое подобие заборчика между помещениями. Аналогичная картина. Только тут хозяин был, видно из мастеровых. Валяется старое точило, какие-то железяки автомобильного назначения. На стенах и столбах висят мотки проволоки, верёвки. На всём след запустения. Пыль в палец толщиной. Чувство какой-то необъяснимой тоски. Кто-то это всё собирал, что-то использовал. На точиле, наверное, точили всякие ножики, ножницы. Где теперь тот точильщик? А где тот автомобилист, чей трамблёр валяется в корыте? Помнит о них кто, или ушли в небытие совсем? В полу два знакомых отверстия. Те же погреба. Все. Тупик. Лезем обратно, складываем снарягу в сумки, идём наверх. Я на ходу старательно (может даже слишком) застегиваю штаны. Конспирация, как говорил великий Ленин!

Каков итог? Мы посетили объект совершенно другого плана, чем были до этого. Ранее, вероятно это были купеческие подвалы для хранения товаров. Потом их поделили на отсеки, так как хозяев в доме прибавилось. Какую-то часть отвели под теплосеть. Потом это всё пришло в упадок. Подвалы бросили. Один провалился. Его кое-как завалили. Потом провалился другой. Потом пришли мы. Вызывает интерес обширное использование бетона в строительстве. Передовые люди были эти купцы.

Но что же дальше? Мы целы, чужие посрамлены. Фонари светят. Возникает единственно правильное решение. Идём по улице к следующему дому. Он манил давно. Но двери были заколочены. И вот как-то я зашёл со стороны двора, и оказалось, что всё гораздо проще. Широкий проход ждал нас. И вот мы шагнули навстречу очередной неизвестности. Но таинственность момента нарушил голос какого-то аборигена, что, дескать, тут не общественный туалет. Дело в том, что отважные диггеры внешне выглядели озабоченными естественными проблемами мужиками. Мы, кряхтя, что ненадолго, нырнули в проём двери.

Ну что тут сказать? Близость Центральной улицы сказалась с первых же шагов. Кучи, кучи… И запах. Абориген оказался в корне не прав. Здесь именно общественный туалет. О ужас, я и сейчас чувствую этот запах! У меня вообще память на запахи уникальная. Но лучше бы её не было. Какая-нибудь особая вонь меня может преследовать месяцами.

Ходим по комнатам. Странная всё-таки вещь – время. Сейчас я брожу по осколкам стекла в помещении, в котором 16 лет назад ел пельмени с отцом. Помню даже, где стоял стол. Подхожу к этому месту. Да…

Но как попасть наверх? Дом пятиэтажный, а мы всего лишь на первом. Но вот Аналитик обнаруживает в стене дыру. Гадаем, куда она может вести. Он говорит, что под лестницу. Решаем проверить. Лезу в дыру. Опаньки. Попадаю как раз перед лестницей. Хожу по помещениям. Аналитик возится за стеной. Тут обнаруживаю оконный проем, выходящий на улицу. Вылезаю, прохожу снова туда, где остался Аналитик. Он меня ждёт, из дыры зовёт. А я стою у него за спиной. Решаю не пугать. В такой обстановке это не смешно. Тихо окликаю. Он с удивлением оглядывается. Объясняю, что открыл западный путь в Индию. Идём туда. Тут же, около проёма, спуск в подвал. Наконец-то подвал! Спускаемся вниз. Подвал кондовый, правильный. Сводчатые потолки, выложенные кирпичом. Ну конечно, вездесущие трубы. Коллектор отопления. Но всё в запустении. Трубы разморожены. Краны так разворочены, что глядеть на них весьма интересно.

Оглядываем подвал. Очень занятно. Из потолка торчат выводы глиняных труб, диаметром примерно 35 см. Труб много.

Я вспоминаю, что именно такие трубы имели домовые участки канализации, построенной инженером Линдлеем при поддержке фон Вакано в старой Самаре в 1909 году. И кроме этих труб по всему потолку неясные отверстия и ниши. Справа от входа в подвал проход в следующий. По пути нам попадается антикварная раковина. Такая интересная, стоит низко над уровнем пола. Можно судить, что пол раньше был гораздо ниже и, возможно, под нами находится один из сборных каналов канализации. Иначе зачем трубам выходить в подвал?

Кстати, во втором подвале такие же выходы глиняных труб, и их так же много. По подвалу разбросаны раскисшие куски ДСП, которой когда-то были обиты стены. Судя по хламу на полу, в здании была какая-то радиоконтора, или может быть телефонная станция.

Вот и всё. Подвал кончился. Выходим, идём на верхние этажи. Там тоже мерзость запустения. Проваленные межэтажные перекрытия. С последнего этажа видна страшная картина препарированного здания. Стоит пивная бутылка. Судя по дате бутылка вчерашняя. Это неудивительно. Естественно, мы тут не единственные посетители. Прямо сейчас, когда мы ходим по дому, в окно видно, как его стену на улице штурмуют два пионера.

Потолок чердака провалился до самого второго этажа. Когда то в здании был пожар. Много перестроенных помещений. Прекрасный вид из окон на улицу Адамчика и Реку. Фотографируемся в оконном проёме.

Идем обратно. К следующему дому. Сегодня мы, похоже, выполним тройную норму. Пятилетку в три года!

Следующим нашим пунктом стоит бывшее здание посольства Австралии. Рядом сверкает бесстыдством евроремонта здание Сбербанка, ходят сытые менты. Но нам туда не надо. Ныряем в арку. Заходим со стороны двора. Тут видны причины оставления здания. Страшная трещина змеится от крыши до земли. Как некая болезнь поразила она дом. Фасад завалился в середину трещины. Оконные проёмы перекошены, будто от боли.

Заходим в окно подвального этажа. Тут подвал с нормальными окнами, только ниже поверхности Земли. Идём по коридору. Стоит камин. Правее виден вход в баню. Настоящую, с бассейном. Тихо восторгаемся. Классно. Рядом зияет дыра в подвал. Там тепловой коллектор. Лепные потолки комнат. Представляю, как тут обитали австралийцы. Неплохо, наверное, обитали.

Поднимаемся на второй этаж. Что характерно, везде разбиты печи. В пыль разбиты. Кто-то чего-то искал. Причём искал профессионально – в некоторых местах в стенах проломы, из них торчат какие-то железяки, батареи. Значит, искали с металлоискателем. Выше решаем не подниматься – лестничный проём разрушен, одни продольные балки. Впрочем, я уже в этом доме второй раз. Первый раз ходил сюда с Кисой. Тогда мы дошли до чердака. Кое где попадались лежанки бомжей.

Возвращаемся на улицу. Стоим во дворе, смотрим на дом. Трещина по стене… Всё уходит. За спиной другой такой же дом. Два этажа, покосился. Правое крыло провалилось в подвал, потолок арки неизвестно на чём держится. В левом крыле живут. Такая философия. И в пяти метрах Сбербанк.

Идём дальше, яблоки едим. Следующий дом наиболее интересен. Хотя бы уж тем, что это бывший туберкулезный диспансер. И стоит он в трёх шагах от резиденции Губернатора. Но тут нас ждали обломы великие. В доме начался ремонт. Стоят вагончики, какие-то мужики деловито выносят хлам. Ну что ж, не всё котам масленица.

Решаем, что хватит на сегодня. Прощаемся, в надежде встретиться вновь. А там снова... Назад, в подвалы...


Вернуться на базу