Прочитав "Контроль" Виктора Суворова, Аналитик неделю не находил себе места в привычном мире: подумать только, в каких-то трёх десятках километров от родного города, возможно, действительно развивались описанные в книге события, а он половину жизни прожил рядом и ничего об этом не знал! В ближайшие выходные решено было совершить обход района устья реки Сок с целью сопоставления литературного материала с реальной местностью. Результаты многочасовой прогулки с одной стороны разочаровали, с другой превзошли все ожидания. Но обо всём по порядку.
Если перечитать "Контроль" с картой в руках, обнаруживаешь множество географических неувязок. Точно идентифицировать места расположения дома отдыха НКВД, расстрельных площадок, тоннеля К-66, места строительства ГЭС и прочего тоже не удаётся – описано всё это в романе крайне расплывчато. Единственным узнаваемым объектом из упомянутых показался заброшенный храм – что-то подобное Аналитик видел где-то в посёлке Волжский – его-то и решили вместе с Грабовским разыскать.
На автотрассе, проходящей через посёлок, стояла большая действующая церковь, совершенно не похожая ни на описанную в книге, ни на зрительный образ, оставшийся в памяти автора. Рядом с ней – свежевыстроенная колокольня. Не то...
Из церкви под курган идёт подземный ход, заканчивающийся завалом
Проезжаем мимо, выходим на станции "151-й километр" и плюхаем пешком до мостика через речку Курумоч. Ничего! Хотя точно помнится, что попадалось раньше по дороге древнее заброшенное здание религиозного толка. Пристаём по дороге с расспросами к местным жителям – ответы обескураживающие! Мол, всю жизнь здесь прожили, ничего такого не видели! Прямо мистика какая-то... Не солоно хлебавши возвращаемся к действующей церкви – поближе рассмотреть, да и на стоящем позади Царёве Кургане давно хотелось побывать. В церкви обратились с тем же вопросом к местному служителю. Ответ тот же: "Никаких храмов здесь больше нет, только святого Алексея, на той стороне Волги. Был когда-то монастырь на вершине Кургана, но на этом месте давным давно карьер вырыли."
Благодарим товарища за разговор с нами, берём очередную баклажку пива, дабы компенсировать огорчение от неудачных поисков, и лезем в гору. И тут приходит озарение:
– Бараны мы с тобой, и служитель этот тоже! Мы же ему книгу показывали, там что написано? "...на холме величавый храм. На самом видном месте. На самом высоком. Его за десятки километров с волжских пароходов видно..." Эта церковь и так и не найденная нами сегодня часовня стоят на равнине и видны издалека только с нескольких направлений, значит это не они. Храм, который мы ищем – это и есть, точнее был, тот монастырь на Царёвом Кургане!!!
Потрясённые сделанным открытием, взбираемся на вершину холма, точнее того огрызка, что от него остался, и замираем от величия и трагизма открывшейся взору картины. Искали, что называется, вчерашний день!
Слева – река Сок, справа – Волга, по центру
– мост через Сок, заканчивающийся у горы Тип-Тяв,
в которой находятся легендарные Сокские штольни и Красноглинский холодильник.
Как раз там-то первоначально и шло в 1937 году строительство ГЭС, которое,
по версии Виктора Суворова, было лишь прикрытием для сооружения подземного запасного
центра управления страной.
Щёлкнув сюда, можно посмотреть
круговую панораму,
снятую почти два года спустя камерой Canon Digital IXUS V2. Размер 5272х511,
324 Кб.
Правый склон – естественный, левый – результат выборки породы для строительства моста через Волгу.
Пообедав у костра на дне изувеченного кургана, решаем заглянуть в Сокские штольни, где Грабовский ещё не был, благо только что купленный Philips NGN162P у нас с собой. Ура, вход всё ещё не заделали, и многомесячным пещерным пожаром тоже не пахнет! Делаем несколько зигзагов внутри в радиусе двухсот метров от входа, не уставая восхищаться фокусировке и яркости луча Филипса (при покупке Аналитик посмотрел в работе ещё несколько наиболее продвинутых моделей других фонарей – те и рядом не валялись!).
"Централка"
Возвращаемся на свет божий и – раз пошла такая пьянка – идём искать Сокские-2. Эти штольни так и не нашли, но зато налюбовались такими видами, что в великие американские каньоны можно уже не ехать.
Дальняя от въезда стена карьера.
Если бы в кадр попал человек, на фотографии он оказался бы размером не больше
муравья...
Карьер "съел" среднюю часть штолен, в результате
чего их теперь делят на Сокские, Сокские-2 и -3.
Трудно даже предположить, какова была первоначальная протяжённость Сокских
(сейчас она, по подсчётам спелестологов, составляет 35 км)...
По пути на краю огромной высоты обрыва среди камней наткнулись на россыпь из тридцати не успевших сильно поржаветь гильз от расстрелянных патронов к автомату Калашникова калибра 7.62 мм. Немая сцена... А через несколько шагов, прямо на дороге, идущей по-над пропастью вдоль верхнего края карьера – сгнившие от коррозии гильзы калибра 5.65... Да что же здесь такое творилось?
Возвращаться с середины карьера той же дорогой в лом. А что если попробовать спуститься, перемахнув через Тип-Тяв, прямо к Красноглинским холодильникам? И вблизи на них посмотрим (подземная узкоколейка из Самары должна быть где-то здесь), и обратный путь сократим на несколько километров?!
Не тут-то было! Надёжно оградились от непрошеных гостей сталинские катакомбы: со стороны Волги – высокие заборы с колючей проволокой, позади – отвесный склон Сокольих Гор. Вовремя остановились, спускаясь с горы: неловкое движение и лететь бы мячиком вниз метров сто. Зато не побоявшимся дойти до края открывается замечательная деталь раскинувшейся внизу панорамы: в крыше одного из неприметных снизу зданий туманного назначения, расположившихся у подножия вдоль тупиковой ветки железной дороги, – четыре гигантских вентилятора! Два из них работают, наполняя округу слабым неясным гулом, третий отдыхает в резерве, четвёртый на ремонте. Такие же, похоже, стоят на перегоне между станциями метро Гагаринская и Московская. Интересно, куда Эти нагнетают жаркий воздух летом, на охлаждение холодильников? Или они работают на отсос?
Трогательное прощание с уходящим днём с горы Тип-Тяв. Холодильник
где-то глубоко под ногами...
Где-то здесь якобы должен заканчиваться и ход под Волгой, начинающийся по рассказу очевидца на Крестовой Поляне.
Да, день прошёл не зря!
Домой пришлось возвращаться на попутке уже в темноте. Подобрал нас распальцованный молодой человек после того, как мы уже прошли по обочине пару километров, отчаявшись ждать, что кто-то остановится. По дороге душевно поговорили, товарищ между делом поинтересовался, нет ли у нас выходов на археологов, а то ему по сходной цене нужны бивни мамонта...