Утром 18.08.01 Аналитик и Justice под предводительством Bloody Mary отправились в, не побоюсь этого слова, экспедицию, у которой было три основных цели: посещение Серного рудника, поиск легендарной шахты в районе Крестовой поляны и знакомство Justice-а с одним из красивейших мест Самарской области – с окрестностями Верблюд-горы. В http://www.civnet.samara.ru/users/hp/samsc/spls_sam/spls_sam_2-1.html сказано, что Серные рудники мало известны широкой общественности, и я объясню почему. Вероятность найти их без проводника невелика: нужно знать, в каком месте свернуть с дороги Гаврилова Поляна – Крестовая Поляна, и довольно долго взбираться в гору, местами продираясь через крапиву и бурелом, таща на себе рюкзаки, палатки, воду, и поливая потом, стекающим со лба, крутой склон. Причём, если сначала тропинка ещё видна, то по мере приближения к цели она исчезает совсем, и даже тот, кто уже бывал здесь, теряется: куда идти? Однако того, у кого хватит сил преодолеть этот подъём, ожидает достойная награда: на вершине горы по обе стороны тропинки вдруг появляются большие ямы-воронки, на дне многих из которых видны манящие чёрные отверстия под навесами скал.
Некоторые из них настолько малы, что человеку, ни разу не бывавшему в шкурниках, может показаться, будто пролезть через такую щель может только собака. Тем не менее если преодолеть первое впечатление, лечь на спину и начать заталкивать себя ногами вперёд в тёмную глотку скалы (если не посмотреть сначала с фонарём, что там, внутри, ощущение испытываешь крайне специфическое!), то вскоре оказывается, что размеры "дырки" именно таковы, чтобы смог протиснуться не очень крупный человек. Впрочем, таких входов мы видели только два, остальные были более просторными.
Потрясающие по красоте колодцы имеют сложную форму, аналог которой для описания придумать трудно. Скорее всего в плане её можно сравнить с листом какого-то растения. Видимо поэтому колодец, изображённый на снимке справа выше, называется "Лепесток".
Bloody Mary показывает спортивный способ спуска в узкий колодец, выбраться из которого можно враспор без верёвки. Сразу же после этого урок был успешно повторён Аналитиком, впервые использовавшим верёвку для подобных целей – понравилось!
Внутри – нескончаемые разветвляющиеся галереи переменного сечения (от залов, где можно ходить в полный рост, до жутких шкурников, преодолеваемых только "щучкой" за счёт отталкивания носками ног от земли, по 10 см за "шажок");
Стулья из столовой когда-то существовавшей у подножия Серной горы турбазы в изобилии можно встретить на территории рудника. Этот – единственный целый.
удивительной формы и красоты "органные трубы";
конусы земли и дроблёного камня до верхнего свода под засыпанными сверху колодцами;
сгнившие крепи под отслаивающимися пластами камня на "потолке", иногда на ладонь не достающие до них;
вкрапления серы, жигулёвского агата или бесцветной, чистой как стекло слюды; причудливые натёки или толстые слои каких-то минералов, похожих то на мокрый сахар, то на округлую черепицу или гигантскую чешую; будто изъеденный кислотой ржавый известняк, иногда мокрый на ощупь; выполняющие в сантиметрах от лица фигуры высшего пилотажа летучие мыши (одну удалось рассмотреть вблизи, когда она соизволила ненадолго присесть – такая очаровашка!)... Кстати, анекдот: несётся летучая мышь по пещере, бац об одну стену, бац об другую, падает, отряхивается, снимает наушники и говорит: "Ну нафиг этот плеер, так и убиться можно!".
Каждый сходит с ума по-своему: у любителей полазить по руднику есть даже игра под названием "бешеный таракан" – бег наперегонки на четвереньках по штрекам! Честно говоря, после двух часов ползания по этим пещерам мне стало жалко свои колени и локти, особенно во второй заход, когда из-под куртки был снят промокший от пота толстый тельник, немного смягчавший общение локтей с острыми камнями.
Когда мы вдоволь налазились и отсняли на руднике целую плёнку, был уже пятый час дня. Далее по плану предстояли поиски шахты.
Где-то в недрах этой горы скрывается шахта, ведущая, по слухам, в заминированный ход под Волгой, построенный в начале Великой Отечественной Войны.
В христианской общине на Крестовой поляне нас встретили не слишком гостеприимно: "Куда прёте, написано же "Проход запрещён"! Прикинувшись плесенью, уломали местное население пропустить нас через свою территорию (других дорог вроде не было), после чего оно же само и помогло нам пополнить истощившиеся запасы питьевой воды. За поселением обнаружился заброшенный пионерлагерь "Горный", который длился довольно долго, после чего дорога продолжала углубляться в межгорную долину, а потом неожиданно оборвалась, превратившись в тропу, которая тоже постепенно исчезла. Потеряв чувство расстояния (за густым лесом склона горы не было видно вообще) и ожидая, когда же появится сворачивающая вправо, на гору, тропа, горе-искатели удалились от берега километра на два, после чего ещё полкилометра прочёсывали цепью лес, надеясь наткнуться на искомый объект. Когда бессмысленность поиска иголки в стоге сена стала очевидной, решено было возвращаться: до Верблюда ещё плюхать и плюхать, а уже вечереет... На обратном пути выяснилось, что нужно было идти совсем по другой дороге...
Сокольи Горы. Слева – гора Тип-Тяв. Именно в этом районе в тридцатые годы велось строительство ГЭС, которое, по мнению Виктора Суворова, подтверждаемому многочисленными фактами, на самом деле было лишь прикрытием для возведения объектов совсем иного рода...
Когда в половине десятого товарищи добрались, наконец, до конечного пункта маршрута, оказалось, что свободных мест нет! Однако, вскоре уезжающая компания освободила чудное местечко, где и была благополучно поставлена палатка.
Так выглядит гора Верблюд с дороги, ведущей от Крестовой Поляны
Она же крупным планом. Утёс, расположенный на фоне неба – "голова" Верблюда, в обиходе "Балда". Снимки сделаны в полдень следующего дня, но помещены раньше других в нарушение хронологии чтобы те, кто ещё не был здесь, смогли представить себе, где происходило описываемое ниже.
Долгожданный ужин, песни у костра; визит к соседям-тольяттинцам, впервые приехавшими сюда; безуспешная попытка объяснить девчонкам, норовящим в три часа ночи заныкаться в палатки, что если они хотят встретить рассвет так, как не встречали ещё ни разу в жизни, то спать ложиться нельзя, поскольку заставить себя потом встать будет невозможно; разбуженный-таки Justice (проникшийся, по-видимому, важностью момента); подъём на вершину, ожидание рассвета...
Вот я и снова на святом для себя месте. Понимаю, что невозможно адекватно оценить по фотографиям ощущения, которые испытывает человек, сидящий ночью на Балде, свесив ноги над стометровой пропастью, но всё-таки помещаю здесь этот снимок. Он достоин этого уже хотя бы потому, что является единственной удачной фотографией ночного вида с Верблюда, сделанной автором за те 16 лет, в течение которых он периодически оказывался здесь. Ради него, единственного, за 40 км от города и тащился с собою штатив! Горизонтальная полоса в центре кадра – след бортовых огней судна, двигавшегося вниз по течению в то время, пока был открыт затвор (30 секунд).
Момент, когда солнце только показалось над горизонтом, Аналитик бессовестно проспал.
Поскольку рассвет в конце августа наступает поздно, а спать всё-таки хочется, то часика полтора удалось подремать, благо с собой были взяты коврики и спальные мешки. Но, не предприняв дополнительных мер по сохранению собственной жизни, спать на краю пропасти несколько неуютно, поэтому крайний слева пришвартовался верёвкой к кольцу, оставленному скалолазами, заодно оставив чувство уверенности в завтрашнем дне своему соседу. Что касается остальных, лежащих с краю, то это были хорошо подогретые тольяттинские парни, и у них была своя голова на плечах.
Да, палатку рядом ставили, да, сидели, бывало, всю ночь на
краю, свесив ноги, но ТАКОГО на памяти автора ещё не было!
В ту ночь на макушке у Верблюда спали шесть человек!
Страховка – прежде всего!
Утёс на заднем плане – не вершина Верблюда, а лишь выступ в его средней части.
Вот таким запоминается населённый пункт Ширяево (происхождение
названия которого пусть каждый додумает сам ;-)) тем, кто проходит через
него к Верблюду или обратно. Конечно же, видимые на фото строения – это лишь
малая часть посёлка, который можно увидеть, поднявшись на ближайшую гору (где,
если я не путаю, были обнаружены стоянки доисторических людей), но, возможно,
с фотографической точки зрения она и есть самая зрелищная. Интересна разница
в виде, в котором предстаёт перед путником это место в разное время года. После
Международного дня трудящихся (по весне ГЭС спускает воду, и берега Волги повсеместно
затапливаются) весьма странно видеть вместо шикарного озера долину, на дне которой
пролегает наполовину затянутый тиной затон, на берегах которого, неприлично
далеко от воды, доживают свой век деревянные лодки местных жителей.
Где-то здесь располагается Попова Гора, о которой основателями группы "Авеста"
рассказывается чрезвычайно интересная
история.
На том же месте 01.05.01.
Завершился сей поход в очередной раз (см. ниже) чудесно: в воскресенье после обеда стоянки у Верблюда опустели, оставшиеся последними Аналитик и Justice-ом не спеша свернули палатку, упаковали вещи, и, поразмыслив, стоит ли поторчать где-нибудь поблизости, прежде чем отправиться в Ширяево (по весеннему расписанию последняя переправа отправлялась в 18.20, и времени до неё оставалось якобы часа четыре), либо сделать это уже на пристани, решили-таки действовать по второму варианту. Каковы же были их чувства, когда по приходу выяснилось, что последний "Восход" уходит через 20 минут, догадайтесь сами...
P. S. Фотографии были сделаны приобретённым за 13 часов до отплытия на Гаврилову Поляну фотоаппаратом Justice-а, потерянным им при восхождении на Серную гору (ветка зацепилась за ремешок и выдернула аппарат из футляра, висящего на поясном ремне) и чудесным образом найденным в течение десяти минут после ухода вперёд и вверх на несколько сотен метров по склону, не имеющему никаких ориентиров.
P.P.S. Приношу извинения за, возможно, допущенные географические неточности, поскольку литературы по излагаемому материалу автору не попадалось, почерпнуть достоверные сведения неоткуда, и всё, что известно, известно "со слов народных". Как всегда с благодарностью приму уточнения и поправки!