Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


Несмотря на загодя вывешенное на форуме приглашение принять участие во внешнем осмотре бомбоубежища возле проходной завода "Прогресс" и дополнительное письменное и телефонное извещение о мероприятии заинтересованных лиц на встречу никто, кроме Justice-а, не пришёл. Ну и ладно, вдвоём душевнее! Подходим к бункеру огородами, растягивая удовольствие и отдаляя момент встречи с присмотренными ранее дверками. На крыше убежища в недалёком прошлом располагалась автостоянка – сохранились разметка, нанесённая белой краской на асфальте, и будка КПП, которую Аналитик в первое посещение издалека принял за главную ВШ. Почему стоянка прекратила своё существование, осталось непонятным, ну да и бог с ней, есть более интересные вещи – на огромной площадке возвышаются 7 выходов вентиляционных шахт и 3 ската входов! С учащённо бьющимся в предвкушении новых открытий сердцем начинаем их осматривать. Увы, двери под скатами оказываются безнадёжно запертыми, а окна в грибках ВШ либо закрыты решётками, либо заварены железными щитами (явно взамен выломанных любопытствующими решёток). Но чу, одна из решёток не приварена, а подвешена на петлях и при этом даже не заперта на навесной замок! Заглядываем внутрь и чуть не кончаем: метра на три вниз уходит квадратная бетонная шахта, а под ней некое помещение, границ которого не видно, и явно без признаков жизни – ну просто классика! Спуститься-то в него можно спортивным способом хоть сейчас, благо верёвка с собой, но вот как потом выбираться? Скрепя сердце, откладываем спуск до лучших времён, по ходу прикидывая, у кого можно одолжить снаряжение для SRT, и не проще ли самим изготовить верёвочную лестницу и обнаруживаем посередине плаца спуск под землю типа пешеходного перехода, который не был виден издалека. Внутри, конечно же, (а иного никто и не ожидал!) с трудом проходимая свалка хлама, но разве можно не посмотреть, куда ведёт каменная лестница?

А привела она к двум бронедверям. Правая – это даже не дверь, а дверища, причём закрытая изнутри и принципиально не предусматривающая отпирания снаружи.

Левая ("Justice, она ОТКРЫТА!!!") надежд не оправдала, пропустив лишь в бокс под ВШ, грибок которой только что осмотрели снаружи. Выбираемся на белый свет и держим путь к автомобильным въездам. По дороге в кустах на краю площадки замечаем ещё один милейший "пешеходный переход" – внизу всё то же самое, только в зеркальном отображении, причём Аналитика начинают терзать подозрения, что именно сюда они и попали бы, спустившись с применением всяких заморочек через открытую ВШ. М-да... Но не будем о грустном, ведь у нас осталась ещё пара бронедверей перед воротами левого (заброшенного) автомобильного въезда! Правда, что-то уже начинает подсказывать, что те двери – всего лишь технологический доступ к каким-нибудь фильтрам воздухозаборников, не более, но чего уж теперь...

Пока Аналитик выбирает выгодную точку съёмки, чтобы передать масштабность сооружения, сзади тихо подкрадывается сторож с собакой и вопросом, какого хрена мы тут тратим плёнку на виды засранного въезда, если он может показать нам изнутри интерьер бункера, включая все его автономные системы жизнеобеспечения? От такого поворота событий Justice с Аналитиком слегка... удивились, но, с трудом сдерживая ликование, невозмутимо последовали за хозяином медной горы.

Пожилой сторож, обрадовавшийся неожиданной возможности поговорить (легко ли просиживать сутки через двое наедине со псом в пустом подземелье?), с видом профессионального гида провёл нас по всем внутренним помещениям, рассказывая, что к чему, будучи преисполненным гордости за инженерный гений советских убежищестроителей, и даже, для пущей убедительности, продемонстрировал запуск вентиляционных насосов. Ну что тут можно сказать? Огромный зал площадью 800 квадратных метров (который изредка арендуют для своих игрищ пейнтболисты), два туалета примерно на 10 посадочных мест каждый, два душа, две водозаборных скважины, собственная система канализации и откачки затопляющих вод с бассейном-отстойником, мощный дизель-генератор автономного электроснабжения, зал, заполненный колоннами из типовых бочек воздушных фильтров с активированным углём внутри, два автомобильных въезда, запирающихся воротами 40-сантиметровой толщины, бронедверь (открывающаяся только изнутри) для выхода наружу через центральный скат, три насосных станции приточно-вытяжной вентиляции, ...

Под конец всё это непомерное хозяйство стало даже немножко надоедать... Но самое интересное в том, что мы увидели только одну половину бункера, доступ же в другую, осуществляемый через две двери из тех помещений, где мы побывали, и через два периферийных ската снаружи, закрыт даже для самой охраны! Кстати, интересный факт: бронедвери, ведущие в убежище, запираются только изнутри, поэтому в нём постоянно кто-то должен дежурить (и дежурит вот уже сорок лет). Возникает вопрос: что будет, если у закрывшегося на ночь пенсионера-сторожа вдруг случится инфаркт?

Предположение о занятии правого крыла убежища коммерсантами, к счастью, не оправдалось. Виденная Аналитиком в щёлочку между воротами при первом визите на объект цивильная деревянная дверь оказалась дверью столовой, неплохо отделанной для пирушек начальства.

P.S. На территории завода, оказывается, есть ещё несколько бомбоубежищ поменьше. Да, времена холодной войны оставили после себя неизгладимый след!

P.P.S. Доп. инфа от нашего нового знакомого: в далёкие-далёкие годы пацаны, жавшие в районе площади Кирова, лазили по подземному ходу, ведущему из Дворца культуры под кинотеатр "Сокол", стоявший позади него. Ход, по всей видимости, предполагался на случай эвакуации партийных боссов из переполненного народом зала во время выступления перед массами при возникновении каких-то нештатных ситуаций. Ныне кинотеатр снесён, а на его месте расположился недостроенный заводом "Прогресс" в виду отсутствия денег спортивный комплекс. Следует ожидать, что ход строителями завален. По поводу остальной части Кировской системы товарищ комментарии дать отказался, порекомендовал только последить за улицей Физкультурной – по его словам, на ней каждые полгода случаются аварии водопровода, объясняемые наличием блуждающих токов, и что странно – ремонты тамошних аварий производятся с необычной оперативностью, чтобы никто не успел увидеть лишнего.


Вернуться на базу