Вернуться на базу |
Редакция от 26.02.17 |
До чего же опустилась пресса! Мало того, что нынешние издательства порой не могут (или не хотят?) держать корректора, который бы вычитывал текст перед сдачей в печать на предмет приведения его в приемлемый для публикации вид, так ещё и их журналисты владеют русским языком как ПТУшники, которых не пустили в 10-й класс за неуспеваемость... Достоверность изложенной информации я уже не комментирую – бывавшие на описанных объектах сами всё оценят. Намеренно привожу здесь текст статьи с сохранением всех "особенностей" оригинала.
Аналитик.
Иногда, проходя мимо канализационных люков или других подобных объектов, можно увидеть вылезающих оттуда молодых людей с фонарями на касках, всех грязных, в костюмах химзащиты, в высоких резиновых сапогах с выражением радости на лице... Кто это? Поначалу можно подумать, что это рабочие водоканала или других городских служб, которые по роду своей деятельности должны постоянно спускаться в подобные места. Но когда присматриваешься, понимаешь - это не так. А на самом деле таких людей зовут диггерами (от английского слова Digger, что в переводе на русский означает копатель). Да, этим людям приходится постоянно спускаться под землю исследовать всевозможные подземные ходы и сооружения, и эти погружения зачастую связаны с риском для жизни. Рассказать про подземный мир мы попросили одного из его представителей - диггера Семёна из команды под названием "UNDERGROUND WOOD".
Диггерство - это занятие для любого возраста, было бы желание и время. Возраст таких людей колеблется, в основном, от 15 до 49 лет. В нашей команде находятся люди возрастом от 18 до 20 лет.
Каждый находит что - то своё. Для меня это способ уйти от людей в тишину и мрак подземных ходов. Другие ищут подземные ходы, рисуют планы и погружаются в подземный город для поиска адреналина.
Мы простые студенты, и это один из способов проведения нашего досуга. Многие нас не понимают: "Диггеры - это кто? Те кто лазают по канализации".
Но это не так, основная цель любого диггера - поиск подземных ходов, предназначенных для прохождения человеком. Поиск бункеров, бомбоубежищ и других подземных объектов, попытки выяснить, для чего эти объекты строились, - вот что на самом деле нас интересует.
Фотографирование, картографированние - малый список задач, стоящих перед диггерами.
Ничто нельзя сравнить с этим ощущением нахождения под землёй - тишина, мрак, развевающееся пламя свечи, ощущение полной изоляции от внешнего мира, от его шумов.
В начале страх, интерес неизведанного. В конце - радость свежего воздуха, солнца и ощущения того, что ты СНОВА НАВЕРХУ.
- Откуда диггеры берут информацию для поиска объектов?
- Информация для поиска берётся из интернета, рассказов очевидцев и собственных наблюдений. Достоверность в лучшем случае 5%. Основное время мы тратим на поиск самих подземных объектов и на попытку проникновения туда. Однажды, года полтора назад, когда был самый расцвет нашей команды, мы нашли один старый полуразрушенный заброшенный дом. Во время его обследования при спуске в подвал мы обнаружили, что там раньше находились всевозможные радио-передающие устройства. При тщательном обследовании стен подвала мы заметили стену, которая была более новая, и раньше там был проход куда - то дальше. Мы начали разрушать эту стену с помощью кувалды. Около двух дней мы её разрушали. Наши подозрения оказались верными: там на самом деле был проход, но он был завален землёй и остатками кирпичной кладки. Ещё неделю мы, ежедневно возвращаясь в этот дом, раскапывали ход, работали по 8 часов в день по парам, и, наконец, его раскопали, но это, к нашему общему удивлению, оказался выход на улицу во двор этого дома. Вот такие бывают разочарования.
- Каким снаряжением вы пользуетесь при погружении под землю?
- Самое важное - это хороший источник света. Неприятно оказаться без света в подземелье. Однажды, в самом первом нашем погружении под землю, мы взяли с собой всего один маленький фонарь на всех, и причём, мы ещё плыли в резиновой лодке, и у нас начал кончаться аккумулятор в фонаре, и спускать лодку, и последний десяток метров, мы плыли на ощупь по памяти в полной темноте. Так что после этого случая мы запасаемся свечами, фонарями налобными и ручными, запасными батарейками и лампами, спичками. Естественно, сменная одежда. Один раз я полез в белых брюках и пиджаке, и в результате всё это пришлось выкинуть. Поэтому лучше использовать комбинезоны, как идеальный вариант, или джинсы с брезентовой курткой тоже хороший вариант. Одним словом, нужна прочная, не сильно пачкающаяся одежда, потому что приходится часто лезть ползком и по разным металлическим конструкциям. Ещё верёвка, зачастую приходится сталкиваться с местами, где лестниц нет, либо они проржавели и сгнили напрочь, и приходится страховаться. Также необходимы резиновые сапоги, бахилы или костюмы химзащиты Л-1, т.к. большинство подземных сооружений затоплены полностью или на половину.
- Как к вам относятся стражи правопорядка и люди, которые стали невольными свидетелями ваших похождений?
- С этим дела обстоят плохо. Уже были случаи, когда нас забирали в милицию и пытались нам привязать такую статью как взлом, и попытка краж цветных металлов, но нам повезло, мы сумели объяснить милиционерам, что мы не бандиты, а диггеры. По сути, большинство объектов, которые мы посещаем, никому не принадлежат. Раньше они были в ведении штаба гражданской обороны, но сейчас они отказались от этих мест в виду их заброшенности. А в Москве диггеры являются структурным подразделением МЧС Российской Федерации.
- Мы знаем, что в Самаре официально считается открытым для посещений всего одно подземное сооружение, это бункер "Сталина", находящийся под зданием института культуры, а какие ещё бункеры есть в нашем городе, которые не уступали по своей глобальности рассекреченному бункеру?
- Издавна ходили легенды о самарских подземельях и об их глобальности. Существуют легенды о подземных светящихся озёрах. Есть даже книга одного иммигранта, в которой написано о существовании подземной железной дороги подо всей Самарой. Но мы привыкли считать реальностью то, что на самом деле в Самаре, имеется несколько подземных сооружений, называемых бункерами. И есть большое количество так называемых бомбоубежищ. Они подразделяются на: 1) подземные ходы, построенные до революции в царские времена, служившие, в основном, для перемещения из крепостей во время осад; 2) бункеры, построенные в 30 - 40 годы, такие как бункер "Сталина", бункер под Хлебной площадью и бункер под санаторием ПриВО; 3) бомбоубежища, построенные в 60 - 80 годы.
Бункер "Сталина" тоже является спорным объектом, ещё в 1997 году на круглом столе "Подземная Самара", проведенном в здании областного музея краеведения, на котором было заслушано сообщение А.С. Трещева, бывшего главного дежурного по самарским подземным объектам. Отставной полковник буквально поразил собравшихся, сообщив, что бункер Сталина - вовсе не бункер Сталина. Доводы Алексея Сергеевича таковы: во-первых, подобные пункты управления имеются во все: городах - центрах военных округов, во-вторых, за долгие годы службы на "объекте № 1" ему ни разу не довелось услышать, что сооружение предназначалось для "вождя народов", в-третьих, по словам отставника бункер строился ещё до начала войны. Отдельно ветеран высказаться о нездоровом внимании в обществе к подобным сооружениям. Их назначение - сугубо военное, и, кто знает, вполне возможно, что их придется использовать как убежища и командные пункты. Так, по словам Трещева, человек, рассекретивший бункер под зданием института культуры, поплатился за это своим местом. Тогдашний командующий войсками Приволжского военного округа генерал - полковник Макашов выгнал его со службы с треском.
Мне стало интересно узнать про такие сооружения, как бункер под Хлебной площадью и бункер под санаторием ПРиВО, и я решил выяснить про них подробней и самому побывать в них.
Бункер под Хлебной площадью, еще называемый диггерами бункер "Берии". Он строился в 30-40 годы, и по какой -то причине не был достроен, об этом можно судить по отсутствии дверей, по грубым бетонным плитам без облицовки, и по остаткам строительных приспособлений. Для проникновения туда нужно пройти 8 этажей вниз по старой проржавевшей лестнице, причём верхнего пролёта не существует, он полностью прогнил и разрушился. Наконец, добравшись до нижнего уровня, можно наблюдать туннели, связанные между собой и затопленные по колена. Все туннели заканчиваются недостроенными тупиками и завалами. Есть несколько версий, зачем был нужен этот бункер, по одной из них он предназначался для вывоза земли из бункера "Сталина": по другой - служил связующим звеном между двумя подземными районами нашего города.
Первый этаж бункера представляет собой бетонный коридор, замкнутый в квадрат, где есть несколько боковых комнат, в одной из которых стоит дизельный генератор "Сталинец", точнее будет сказать то, что от него осталось. Сохранился только сам корпус, все же его внутренние части уже давно разобрали на цветные металлы.
Из коридора первого этажа - бетонная лестница ведущая вниз, в абсолютную темноту. Спуск вниз составляет метров десять, и, в конце лестница приводит на этаж, наполовину залитый водой. Скорей всего, уровень воды здесь такой же, как и уровень реки Волги. Уровень воды здесь практически не изменяется в течение года, как и температура, которая составляет +10 градусов Цельсия.
Полузатопленный этаж. По обе стороны коридора расположено довольно много разного размера комнат. По правой стороне в одной из них стоят проржавевшие железные кровати. В туалете - унитаз, чугунная раковина, медный кран. По правую сторону находится самая пугающая комната, с воздухоочистной аппаратурой. Если здесь на несколько минут остановиться, то можно услышать всевозможные звуки, похожие на голоса людей и звуки шагов, доносящиеся из конца комнаты. После узкого коридора и небольших комнат следует большой конференц - зал, метров примерно шесть на двенадцать. Высокий сводчатый потолок, лепнина на стенах, огромная люстра, лежащая на полу, плавающие в воде паркетные доски - все очень похоже на зал в известном бункере Сталина. Размер этого зала наводит на мысль о том, что где - то здесь должны быть и другие помещения. Он является слишком большим для того количества людей, которое могло бы размещаться в остальных комнатах убежища. Есть ли ниже этого этажа, под водой какие-то другие помещения - это главная загадка бункера под санаторием ПриВО. О том, что ниже могут находиться затопленные этажи, сейчас можно только догадываться. Во всяком случае, существует легенда, гласящая о существовании подземных ходов, соединяющих военный санаторий с бункером в районе площади Куйбышева, и с бункером на противоположном берегу Волги. В подземелье есть два лифта, и один из них сейчас кажется очень загадочным.
Первый лифт находится в шахте, ведущей наверх, и она, кажется, не продолжается вниз. Правда, сам лифт стоит внизу, и проверить, что находится под ним, не представляется возможным. Во всяком случае, железная лестница под воду не уходит. Она идет наверх этажа на три и заканчивается на площадке, где кончается и лифтовая шахта. Дальше наверх в разные стороны ведут две наклонные бетонные лестницы, одна из которых ведёт на поверхность, здесь выход закрыт бетонной плитой, а вторая лестница ведёт в здание.
Но более интересной деталью бункера является другой лифт, к которому ведет отдельный извилистый коридор, оснащенный мощными дверьми. Судя по всему, подход к этому лифту охранялся отдельно. В коридоре есть небольшая комнатка, здесь раньше, скорее всего, располагался дежурный. И странно ещё то, что лифт, находящийся в самом дальнем тупике бункера, не продублирован лестницей. Лифтовая шахта уходит далеко наверх. Неизвестно, на сколько она идет вниз. Где много затопленных этажей.
Существует ещё такая неотъемлемая часть самарских подземелий, как метро, которое во время войны также может служить бункером с отдельной системой жизни обеспечения. Сейчас в самарском метро функционирует всего одна ветка, от станции "Юнгородок" до станции "Московская". Я решил узнать у диггеров:
- Есть ли здесь какие свои тайны, те, что не получили широкой огласки, и что находится дальше под землёй после станции метро "Московская".
- Да здесь тоже есть свои тайны, которые объяснить и понять ещё сложнее. Такая тайна, как, например, то, что на самом деле метро начинали строить совершенно не там, где оно сейчас располагается. Аза станцией метро "Московская" пролегает подземный до бывшего дома культуры завода 4ГПЗ "ШАР". Там этот путь заканчивается. И через некоторое расстояние начинается другой -это небольшой отрезок пути пролегающий около магазина "Спартак".
* * *
На сколько опасны эти походы по подземельям?
- Диггерство - опасное занятие, и, спускаясь в очередной бункер, надо иметь при себе только надёжных людей, на которых можно положиться. И последствия спускания в подземелье без опытного человека могут быть весьма плачевными. Наиболее опасным считается бункер "Берии", где уже погибали люди, провалившись на гнилой лестнице.
Владимир ИВАНОВ, "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" В САМАРЕ 27.03.03