...А напротив всего этого купеческого созвездия возвышался Новотроицкий торговый комплекс, построенный архитектором Вернером в стиле модерн. Над главным входом красовался герб Самары. Комплекс назывался горожанами товарной биржей, потому что имел огромные подземные склады, где велась оптовая торговля. Купцы-арендаторы часто получали кредит под свои товары, находившиеся в закромах Новотроицкого комплекса. Торговый центр был построен почти вплотную к Троицкой церкви, что вызвало большой скандал. Но все-таки городским властям удалось решить вопрос с Самарской епархией. Компромиссом стало изменение первоначального проекта и уменьшение здания. [Речь идёт об универмаге "Юность" – Прим. saiLor-а]
...Через Троицкую площадь проходила улица Панская, о которой также рассказывать можно очень много. Когда-то она называлась Сенной, потому что за ней заканчивалась Самара и шла бойкая торговля сеном на окраине. Потом эту улицу называли Проломной, поскольку она была испещрена оврагами и чтобы спуститься к Волге, приходилось буквально проламываться через бурелом, крутые спуски и подъемы. Именно через Панскую проходил Большой овраг, начинавшийся на Троицкой площади и заканчивавшийся близ реки Самарки, проходя через то место, где позже простроили дом Христензен, ныне библиотека политической книги на бывшей Дворянской. К.П.Головкин в своих воспоминаниях пишет, что Большой овраг доходил 6 сажен в глубину и доставлял много неприятностей самарцам. Однако с развитием капитализма, когда городская земля резко возросла в цене, муниципальные власти решили, что выгоднее разровнять землю, благоустроить спуск к Волге. Это свершилось стараниями губернатора А. А. Арцимовича. С того времени улицу стали называть Панской, то есть Торговой, где в любое время дня и ночи можно приобрести красный панской товар. Сегодня эта улица забита торговцами-челноками, палаточниками, и это как бы является продолжением старых традиций. На Панской к концу XIX века земля стоила настолько дорого, что свои дома здесь ставили лишь купцы и, в основном, ради бизнеса. Купеческий дом обставлялся примерно так: внизу огромный подвал, где размещались погреба и складские помещения. Что интересно, огромные подвалы порой большие по объему, чем вся надземная постройка, соединялись подземными переходами с другими купеческими домами, создавая извилистые лабиринты, где протекала своя тайная жизнь. Купцы и приказчики общались между собой, зачастую не выходя на поверхность. Там, глубоко в недрах под мостовой, при тусклом мерцании свечей они заключали порой сделки и осуществляли бартер, так и не вылезая на поверхность. Один наш знакомый ради интереса спустился в подобную подвальную систему, долго блуждал в темноте и вылез вообще в другой части города. При этом он рассказывал, что видел несколько очень глубоких колодцев и даже осколки старинных бутылок и посуды. [Речь идёт об улице Ленинградской, слухи о наличии огромных подвалов вдоль которой встречались неоднократно. – Прим. saiLor-а]
...Вот наш пароход приближается к поляне Фрунзе. Не доезжая её, мы видим прекрасные белые особняки. Сейчас здесь санаторий имени Чкалова, а когда-то они были построены миллионером, владельцем сверхсовременной, по тем временам, мельницы Яковом Соколовым для себя и своих сыновей. Соколов считался одним из самых богатых людей Самары, только одна наличность его составляла два миллиона золотыми. Вот он и построил особнячки, типа дворцов, с огромными орлами на крыше, символами могущества. Можно увидеть прекрасную площадку перед центральным дворцом. На ней когда-то устраивали танцы, играл струнный оркестр, пели цыгане, а захмелевшие гости из элиты города восхищались видом Волги и Жигулей. Когда садилось солнце, они видели розовую дорогу, которая казалось ведет прямо в рай.
А пароход плывет дальше, и мы уже наблюдаем следующий белый особняк. Это загородная вилла Антона Шихобалова, богатейшего человека, сделавшего состояние на скупке башкирских земель во время голода. От особняка к Волге ведет Белая лестница, посередине нее виден грот, где говорят любил отдыхать хозяин и раскуривать свою трубку. Еще есть предание из более поздней эпохи, что здесь есть выход прямо в грот из подземного хода, прорытого по типу метро, аж от самой площади Куйбышева. Но это уже для большевиков и их вождя товарища Сталина. Начнется заваруха, товарищ Сталин под землю, а там рельсы проложены, 15 минут, и он уже может вылезти на берег Волги, сесть в катер и как не бывало. Но это только догадки, ходя из грота действительно есть подземный ход, но он завален всяким мусором.