Яндекс.Метрика
В гостях у Аналитика :: Диггинг :: Материалы из других источников Редакция от 24.12.11

В. Киселев "Самару трижды пытались отговорить от метро"

Ровно 10 лет назад в Самаре начал действовать метрополитен.

За эти годы мы уже привыкли к метро, но и сегодня мало кто из горожан знает о предистории Самарского метрополитена, о том, каких усилий стоило получить разрешение правительства на его проектирование и строительство.

О том как это происходило читателям "Самарской Газеты", рассказывает непосредственный и активный участник тех событий, бывший 18 лет председателем исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов, почетный гражданин города Алексей Андреевич Росовский.

В далеком 1965 году правительство распорядилось во всех крупных городах разработать "Комплексные транспортные схемы развития всех видов городского транспорта". В Куйбышеве такую работу проделали специалисты московского института "Гипрокоммундортранс" под руководством П. П. Дохтурова. Тогда, на основании изучения пассажиропотока и расчетов на перспективу, впервые было официально заявлено, что дальнейшее развитие всех видов городского пассажирского транспорта в Куйбышеве невозможно без внеуличного транспорта. Под внеуличным транспортом, конечно же, подразумевалось метро, хотя открыто об этом и не говорилось.

Когда "Комплексная схема" была утверждена, через партийное и советское руководство области, мы обратились в союзное правительство с просьбой разрешить подготовку технико-экономических обоснований проектирования метрополитена.

Учитывая нашу просьбу, правительство поручило Госплану рассмотреть этот вопрос и внести свои предложения. В свою очередь, Госплан поручил проработку просьбы Институту комплексных транспортных проблем.

Первая группа столичных специалистов прибыла в город для изучения проблемы в 1969 году. Прибыла с заданием склонить нас к отказу от идеи строительства метро и согласиться на разработку проекта строительства скоростного трамвая.

Чем он отличается от обычного? Скоростной трамвай должен развивать скорость больше обычного (в среднем 16 км/час) и для него надо создать специальные условия, транспортную инфраструктуру. Идея москвичей заключалась в том, чтобы трасса скоростного трамвая от площади Революции до Железнодорожного вокзала прошла под землей, далее по поверхности по обособленному полотну по ул.Гагарина, а примерно от ул.Карбышева по эстакаде к Юнгородку.

Мы такой вариант отвергли, поскольку создать надземную скоростную магистраль было сложно и дорого. С немалыми усилиями удалось убедить комиссию в бесперспективности варианта.

Вскоре мы вновь обратились в правительство, поскольку обстановка с перевозками населения в Безымянскую промзону осложнилась. Заводы в то время были на подъеме, с каждым годом там работало все больше людей.

Вторая группа специалистов прибыла по поручению Госплана в Куйбышев в 1969 году. И ее члены вновь предложили отказаться от идеи метро в пользу строительства дополнительных отдельных железнодорожных путей для электропоездов рядом с существующими. Но даже не выезжая из Москвы, можно было убедиться, глядя на карту города, в бесперспективности и этого варианта. Железная дорога находится практически на окраине города и удалена от основных жилых массивов.

Мы продолжили настаивать на строительстве в Куйбышеве метрополитена. Неожиданно наши просьбы натолкнулись на новые препятствия. В 1969 году Госплан утвердил новую инструкцию по составлению "Комплексной схемы развития транспорта" городов. Наши просьбы использовать действующую схему были отклонены, и мы вынуждены были разрабатывать новую, все отличие которой от старой заключалось в том, что надо было учитывать не только городские перевозки, но и пригородные. На разработку новой схемы ушло три года.

Между тем горьковчане, не без помощи влиятельных лиц в ЦК КПСС и правительстве добились разрешения на проектирование метро, используя "Комплексную схему", составленную по старой инструкции. Это и помогло им в итоге на три года опередить нас в пуске первого участка метро.

Когда все препятствия были сняты, Госплан начал выделять средства на проектно-изыскательские работы, на разработку технико-экономических обоснований. В 1977 году появилось и распоряжение Совета Министров СССР за № 2383-р, в котором говорилось:

"В связи с просьбой Куйбышевского обкома КПСС принять предложение Госплана СССР, Госстроя СССР и МПС о начале проектирования в 1978 году первой очереди строительства метрополитена в г. Куйбышеве, имея в виду приступить к строительству метрополитена в одиннадцатой пятилетке".

Подписанию этого документа также предшествовала серьезная работа и это отдельная история.

В те годы страна жила, строилась, развивалась по пятилетним планам. Поэтому, когда все препятствия были преодолены и готовы ТЭО, нашей мечтой стало получение разрешения правительства на начало в 1978 году проектирования метро и включения начала его строительства в план одиннадцатой пятилетки. Задача была трудная, в Госплане не было тогда еще лимитов на метростроение на будущую пятилетку. Но нам удалось таки решить эту проблему.

Накануне праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Октября, 31 октября 1977 года, вместе с первым секретарем обкома КПСС В. П. Орловым, Б. Ф. Дробышевым направились в Госплан, чтобы заручиться поддержкой его руководства и подготовить проект распоряжения Совета Министров СССР. Здесь в лице первого заместителя председателя Госплана В. Я. Исаева встало новое препятствие. Он категорически отказался вносить в проект распоряжения фразу "имея в виду приступить к строительству в одиннадцатой пятилетке", поскольку неизвестно было еще сколько средств будет выделено на строительство метрополитенов на пятилетку.

А учитывая, что у В. П. Орлова на 1 ноября была назначена встреча с председателем Совмина А. Н. Косыгиным, то пришлось решать вопрос через председателя Госплана Н. К. Байбакова, сославшись на поручение Секретариата ЦК КПСС.

Всего за полдня нам удалось то, чего не удавалось сделать наверное никому прежде. Было составлено само письмо (его перепечатывали три раза из-за ошибок), оно было завизировано во всех необходимых отделах, подписано у Н. К. Байбакова и отправлено фельдсвязью в Совмин. Утром 1 ноября оно было у А. Н. Косыгина, который сообщил, что без согласия Политбюро такие вопросы решать не может. Надо отдать должное В. П. Орлову, который тут же отправился в ЦК КПСС к секретарю ЦК К. У. Черненко, который буквально на следующий день согласовал разрешение с членами Политбюро.

Накануне 60-летия Октября, на праздничном вечере во Дворце спорта В. П. Орлов объявил о решении правительства о проектировании и строительстве в Куйбышеве метрополитена.

В. Киселев