Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


Есть ли город под Самарой?
Легенды и мифы самарских подземелий

Слухов о подземельях Самары и хранящихся в них тайнах ходит великое множество. Говорят, что в свое время под землей был построен чуть ли не целый город, в котором есть даже железная дорога, соединяющая сеть бункеров. Правда, пока этот город никто не видел, но исследования ведутся постоянно – и профессионалами, и любителями.

Подземелий, расположенных непосредственно под Самарой, довольно много – как действующих (военных, а потому засекреченных), так и заброшенных. Например, народная молва приписывает почти каждому самарскому храму или монастырю наличие не только подземных помещений, но и потайных выходов в город. В принципе, кое-где подземные ходы действительно могли существовать, а какие-то даже могли сохраниться до нынешнего времени, но найти их пока не удалось. Во многом это связано с полным отсутствием сколь-нибудь четкой информации о том, что же скрывается под землей. Даже официальные власти не имеют полного описания всех подземных строений Самары. Пробел, по мере возможностей, восполняется общественной организацией под названием ССК (Самарская спелеологическая комиссия), которая собирает и проверяет любую информацию о заброшенных подземельях. Поводом для начала исследований могут послужить даже слухи, их иногда вполне достаточно, чтобы специалисты выехали на предполагаемое место расположения заброшенных подземелий.

Самым старым городским подземельем считается коллектор – ливневая канализация, построенная еще во времена возведения старой части города. Строились эти коммуникации так, чтобы их не нужно было обслуживать, поэтому точный план старого коллектора давно утерян, и пока никто не занимается его восстановлением. Впрочем, по признанию спелеологов, исследование самарского коллектора не представляет для них никакого интереса. Гораздо интереснее посещать легендарные бункера, построенные в годы войны в Самаре.

Ещё одно метро

Бункера строили в самом начале войны, когда рассматривался вопрос о возможности переноса правительства из Москвы в Самару. Некоторые из них функционируют до сих пор, но их местоположение никем не разглашается. Из старых построек самым известным является так называемый бункер Сталина. Его рассекретили в начале 90-х, вместе с рядом других крупных военных подземных объектов. Сейчас там находится музей.

Судьба других, некогда секретных подземных сооружений сложилась гораздо печальнее. Наиболее ярким примером является так называемый бункер Берии (сам Берия там никогда не был). Он расположен на Хлебной площади. Шахту бункера при желании легко найти в одном из дворов в районе Хлебной площади. Верхнего пролета лестницы нет – он обрушился. Металлические ступени лестниц, ведущие вниз, сгнили и готовы в любой момент развалиться, но эта опасность не останавливает диггеров – любителей исследовать подземелья на свой страх и риск. Периодически это приводит к несчастным случаям и даже человеческим жертвам. Есть сведения, что еще в 70-80-х годах в шахту бункера проваливались люди. А совсем недавно, в начале апреля, в ней погиб ребенок, сорвавшийся с лестницы второго этажа. Но ни это обстоятельство, ни вода, заполнившая помещения бункера, не отпугивают тех, кто пытается туда попасть. Коридоры бункера находятся на глубине 25-30 метров. Исследованы они достаточно хорошо. Диггеры даже поместили информацию о них на одном из сайтов в "Интернете". Согласно этому описанию, бункер представляет собой сооружение из пересекающихся ходов, часть которых завалена землей. Дно подземелья запито водой. Большинство проходов заложено кирпичной кладкой. Один ход постепенно опускается под воду. Потолок сводчатый, местами из него торчат крючки для крепления электропроводки. Деревянный пол прогнил. В одном месте подземелье идет на подъем, так что вода практически исчезает. Существуют легенды о том, что один из ходов, начинающихся в бункере Берии, ведет в здание управления ФСБ.

Не менее известен бункер штаба ПриВО (по другим сведениям, правительственный бункер, или бункер Калинина), который расположен на 7-й Просеке на территории санатория ПриВО "Волга". Это один из самых просторных бункеров. К сожалению, он тоже заброшен, поэтому в свое время специалистам ССК пришлось исследовать его по заказу военных. Вход расположен на берегу Волги. Объект представляет собой законченное архитектурное сооружение, построенное приблизительно в конце 60-х годов. Доступными для посещения являются два первых уровня. По слухам, есть еще два этажа, которые соединяются лифтом, но их существование никем не подтверждено. Нулевой уровень – технический этаж – представляет собой перпендикулярно замкнутый коридор с двумя комнатами, в одной из которых можно обнаружить останки двигателя. Этажом ниже – широкий коридор, ведущий в многочисленные комнаты и подсобные помещения. В некоторых комнатах обнаружены металлические кровати, стеклянные люстры, столы. В туалетах сохранились керамические унитазы и чугунные раковины. Комнаты запираются мощными бронированными дверями. Коридор заканчивается просторным залом, который, вероятно, задумывался как столовая. На потолке сохранилась большая рожковая люстра, стены украшены гипсовой лепкой. Один из коридоров заканчивается лифтовой шахтой, уходящей вниз в глубину и вверх в один из корпусов санатория. Есть еще один лифт, который тоже ведет к выходу во двор санатория. Оба выхода закрыты бетонными плитами. Деревянный пол сгнил, а доски всплыли на поверхность воды, уровень которой, кстати, зависит от уровня воды в Волге. Сам факт существования бункера ПриВО и бункера Берии стал основой для появления легенды о том, что в Самаре якобы существует в своем роде альтернативное метро – подземная дорога, связывающая два подземелья. Согласно рассказам диггеров, она якобы была построена в годы войны для передвижения под городом во время оккупации. Пока эту дорогу никто не нашел. По мнению председателя ССК Михаила Бортникова, этот слух не подтвердится никогда, потому что строительство таких коммуникаций, во-первых, затруднено технически, а во-вторых, сделало бы бункера очень уязвимыми. По большому счету, необходимости тайно передвигаться под землей нет. По словам спелеолога, бункера вообще строились не для того, чтобы в них отсиживались подолгу, а лишь для того, чтобы укрыться на два-три дня и не более. Тем не менее дорогу до сих пор ищут. Как ищут и легендарный бункер на Красной Глинке, в котором якобы должен был располагаться штаб верховного главнокомандующего.

ГЭС для отвода глаз

Поводом для появления легенды о существовании на Красной Глинке секретных бункеров стал отрывок из романа "День "М", написанного бежавшим из России Виктором Суворовым. Автор повествует о том, что правительственные бункера, построенные на случай переноса столицы в Куйбышев, находились не в самом городе, а в гигантских подземных тоннелях, вырубленных в скалах Жигулей. Правда, из-за плохого знания местности Суворов, очевидно, путает Жигулевские и Сокольи горы, так как речь идет о Красной Глинке. Перед войной, по мнению автора, строительство этого гигантского бункера было замаскировано строительством Куйбышевской ГЭС. Сюда гнали тысячи зэков, тысячи тонн строительных материалов и строительную технику. По рассказам самарских диггеров, среди нынешних корпусов санатория "Красная Глинка" есть такие, в которых первоначально планировалось разместить здания управления ГЭС. По версии Суворова, после войны всю гигантскую стройку передвинули вверх по течению Волги и возвели ГЭС на новом месте. Первое место строительства было выбрано там, где ГЭС построить нельзя, но где можно построить великолепный подземный, точнее, подскальный, КП.

По мнению диггеров, о строительстве "довоенной ГЭС" говорит срезанный склон горы Тип-Тяв. Предполагается, что это сделано для видимости. На самом деле работы велись внутри горы. До сих пор там сохранился и используется гигантский холодильник, а в горе имеется множество ходов и коридоров. Правда, многие из них на поверку оказались обыкновенными штольнями, внутри которых сейчас можно найти сохранившиеся вагонетки и рельсы. По слухам, в горе существует и множество других ходов и галерей. В том числе и легендарный, но никем не найденный, ход на 40 км в сторону города. [От Тип-Тява до площади Куйбышева действительно проложена подземная железная дорога, только расстояние между ними 25 километров, а не 40. – примечание Аналитика]

Лабиринты штолен

Еще большие тайны хранят горные выработки и пещеры в окрестностях города. Их изучением занимались, как правило, энтузиасты-одиночки. И только в начале 70-х годов спелеологи Куйбышевской спелеосекции "Жигули" по заказу военных провели серьезные геологические изыскания, но результаты этих исследований сразу же оказались засекреченными. Сейчас описанием естественных и искусственных пещер профессионально занимается ССК. Самые старые из рудников были созданы в начале XVII века, когда по указу Петра 1 на Серной горе в Жигулях были заложены шахты, в которых добывали и плавили серу. Царь Петр часто упоминал эти рудники в своих бумагах, а в 1722 году посетил их лично и, скорее всего, даже спускался в забой, правда, остался недоволен квалификацией мастеров. Самыми крупными считаются Сокские штольни, расположенные в Сокольих горах на Красной Глинке. Их общая площадь – 210 000 кв. км, протяженность коридоров – 45 км. Внутренняя схема штолен представляет собой своеобразную решетку из пересекающихся коридоров. Из-за такого расположения ходов в штольнях довольно легко заблудиться, но площадь самарских штолен сравнительно небольшая. Известны также Ширяевские штольни, где в конце XIX - начале XX века добывались известняк и доломиты. Одним из самых доступных естественных подземелий является пещера Братьев Греве, расположенная в Сокольих горах, между Коптевым и Студеным оврагами рядом с поселком Управленческий. В Среднем гроте пещеры была обнаружена стоянка эпохи бронзового века, что подтверждается находками предметов быта древних людей – бронзовые наконечники от стрел, ножи, остатки керамической посуды. Вход в Средний грот пещеры можно обнаружить напротив южной оконечности острова Зелененький. Он расположен на обрывистом скальном склоне, на высоте около 30 м над уровнем Волги, имеет форму треугольника высотой около 4 м и шириной у основания около 2,5 метра. Сам Средний грот представляет собой просторную комнату высотой до 5 м, шириной 8 м, длиной около 20 м, с довольно ровным дном. В северной части грота – узкий лаз, ведущий вглубь. С этой пещерой связана одна из самых знаменитых легенд в среде самарских спелеологов. Некоторые из них до сих пор считают, что пещера Братьев Греве заканчивается на Безымянке. Происхождение этой легенды неизвестно, а пресловутый выход из пещеры на Безымянке так и не найден спелеологами. По словам самого именитого самарского спелестолога (исследователя искусственных полостей) Николая Пудовкина, подобные слухи существовали и будут существовать всегда, даже в том случае, если кто-то подтвердит несостоятельность легенды. Для тех же, кому поднадоели поиски выхода из пещеры Братьев Греве, существуют другие, менее изученные подземные полости, такие как Золотая пещера, расположенная в одном из оврагов близ села Сырей-ка. Свое название она получила из-за минерала золотистого цвета – халькопита, придающего ее стенам своеобразную окраску. Для того чтобы войти в пещеру, необходимо воспользоваться узким ходом. Постепенно он становится все шире, на дне появляется ручеек, чередуются повороты направо и налево. Через 60 метров появляется зал с небольшим озером, в которое впадает ручей. Отдельные участки хода прямые, словно проведены по линейке. Потолок пещеры опускается в озеро, преграждая путь. Единственный узкий ход продолжается под водой. Пещера очень мало изучена, что привлекает в нее как профессионалов-спелеологов, так и любителей.

Пущать или не пущать?

Тем, кто решил всерьез заняться изучением подземелий, стоит помнить о том, что они хранят в себе множество угроз для тех, кто пренебрегает элементарными правилами безопасности. Недавняя трагедия в Сокских штольнях стала самой крупной в истории самарской спелеологии. После нее входы в штольни были перекрыты. Это далеко не первый случай борьбы с несанкционированным посещением бункеров и штолен. Каждый год местные власти пытаются ограничить доступ в подземелья Самары. Входы в бункера и пещеры либо засыпаются, либо завариваются металлическими решетками, но все зря: прутья отламываются, насыпи расчищаются, и группы диггеров вновь отправляются под землю. Очевидно, что простым запретом эту проблему не решить. По мнению Михаила Бортникова, действия властей не останавливают диггеров, зато очень мешают работать спелеологам. В связи с этим председатель ССК считает, что металлические решетки на входах в бункера нужно заменить на металлические двери.

А что касается штолен и пещер, то властям надо не засыпать входы, а браться за обучение самарцев правильному поведению в подземельях. Судя по состоянию заброшенных бункеров, путешествовать по ним без сопровождения профессионалов - глупое безрассудство. В большинство обследованных штолен и пещер спуститься можно и самостоятельно, но нужно соблюдать несколько правил. Чтобы не заблудиться, нужно взять с собой хороший фонарик (на больших цилиндрической формы батарейках) с запасным комплектом хороших батареек и лампочкой. Войдя в пещеру, нужно внимательно ее обследовать, чтобы хорошо запомнить место входа. Пользоваться факелами нельзя. Пол самарских штолен практически выстлан обломками деревянных крепей, поэтому даже потушенный факел легко спровоцирует их тление, а дым в пещере - это самая большая опасность для жизни. Нельзя жечь костры – ни в пещере, ни у входа в нее. Дело в том, что дым костра может затянуться внутрь потоком воздуха и превратить пещеру в газовую камеру. И наконец, если в подземелье есть дым, то спускаться туда просто нельзя.

При подготовке статьи использовалась информация, представленная на странице "Интернета" http://www.hippo.ru/~diggers. Автор благодарит Самарскую спелеологическую комиссию и Александра Зайцева за помощь в подготовке публикации.

Андрей САМАРЦЕВ
Газета "Самарское обозрение" № 22 (165) от 31.05.99


Вернуться на базу