Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


В мае 2000 года я посетил бывший кинотеатр “Молот”, который находится на улице Куйбышева в одной из вершин треугольника, две другие которого образованы ныне здравствующим кинотеатром “Художественный” и заброшенным к/т имени Ленинского комсомола. Впечатления потрясающие – перед глазами оказался будто срез пластов времени, ощущаемых в переплетающихся материальных свидетельствах разных лет. Кирпичная кладка начала века и армированные железобетонные балки; рассыпавшиеся в ржавую труху водопроводные трубы-ровесники здания и проложенные поверх них коммуникации поновее; обрывки торчащих изнутри стен древних сетевых кабелей, тщательно уложенных местами в специальные трубы, и проводка последних десятилетий, выходящая на поверхность сквозь ржавые дыры в воздуховодах вентиляции; громадная афиша, возвещающая о выходе на экраны фильма “Душа” с молодыми Софией Ротару и Михаилом Боярским в главных ролях, и график проката видеофильмов начала 90-х…

Несколько слов об истории этого заведения. Судя по конструктивным и архитектурным особенностям объекта кинотеатр был создан на базе здания дореволюционной постройки путём его частичной перепланировки и достройки в начале 50-х годов. Сколько лет он принимал кинозрителей, я не знаю, но в 1994 году его площади уже занимала ныне хорошо известная фирма “ЭНОН”. В фойе второго этажа располагался её магазин, где продавали обои (на полу валяются забытые ценники) и линолеум (бобины от него разбросаны там и тут). (Профиль фирмы несколько изменился с тех пор, не правда ли?) Там же была крохотная мастерская по ремонту бытовой электроники. Возможно, в одном из залов работал видеосалон. Киноаппаратная нижнего зала завалена пустыми коробками из-под видеокассет, причём многие из них так и остались лежать в поставочной таре в то время как кассеты были извлечены из них через разрезы, сделанные чем-то очень острым, по-видимому, лезвием. (Сей факт, кстати, поставил меня в тупик: для чего могло потребоваться столько кассет без коробок?) То, что кресла из зрительных залов вынесены и разобраны, говорит о том, что в конце концов зрительные залы стали использоваться как склады, что в общем-то, типично (аналогичная история произошла с к/т “Октябрь”, что на Металлурге). Наконец, в 1997 году помещения здания были опечатаны в связи с неудовлетворительным противопожарным состоянием.

Теперь о перепланировке здания. Старые оконные проёмы были заделаны, снаружи были сделана пристройка с лестницами и дверями для покидания зрительных залов по окончании киносеансов; залы эти были соединены с одним из подвалов вентиляционной шахтой, а в самом подвале установлен мощный воздушный насос, работавший на наддув предварительно прошедшего через отопительный радиатор уличного воздуха зимой. При постройке системы вентиляции под зданием было проложено два тоннеля квадратного сечения размером примерно метр на метр. Один из них прямой, короткий, соединяет насосную со зрительными залами и не представляет интереса, а вот другой имеет зигзагообразную форму, заканчивается во дворе высокой, до уровня второго этажа, вертикальной шахтой с зарешеченным окном и обладает несколькими интересными особенностями. Самая главная из них вот какая – посередине этот 50-летнего возраста тоннель пересекается на уровне своего пола с более старым арочным сводом некоего подземного помещения или, скорее, другого тоннеля, по-видимому, ровесника здания.

Складывается впечатление, что при прокладке вентиляции строители случайно наткнулись на свод подземелья, залегающего ниже уровня подвала, пробили его и засыпали землёй пополам со строительным мусором, зато пол нового тоннеля остался горизонтальным и ровным, без огибания препятствий, пересекая свод как хорда дугу. Однако, между бывшим сводом и полом нового сооружения со временем образовались щели, куда успешно стекает дождевая вода, что говорит о том, что завал негерметичен, и вода, по-видимому, не просто впитывается в землю, а находит себе более лёгкий путь.

Во-вторых, сразу за описанным местом по периметру тоннеля установлена рама из стального швеллера, назначение которой неясно, поскольку признаков того, что раньше эта рама использовалась для навески каких-либо дверей или створок, я не заметил, а перекрывающие воздуховодный канал жалюзи уже установлены на входе в него. В-третьих, перед описанным местом под полом тоннеля имеется некая полость, о чем свидетельствует меняющийся звук шагов. Похоже, что нескольких ударов киркой будет достаточно, чтобы пробить пол и обнаружить под ним, возможно, просто промоину, а может быть и что-то большее… Можно предположить, что вышеназванная металлическая рама была поставлена для усиления галереи во избежание её провала.

В туалете для зрителей, расположенном в левой половине подвала здания, моё внимание поначалу приковала низкая овальная металлическая дверца, запертая посредством четырёх вентилей типа барашковых гаек и не открывавшаяся как минимум лет двадцать (во всяком случае, ни разу после ремонта в туалете – шарнирные болты запоров покрашены одновременно со стенами, а откинуть их можно только выдолбив предварительно углубления в штукатурке). Однако вскоре стало ясно, что дверца эта ведёт в помещение, где установлен мощный теплообменник.

Вот, в общем-то, и всё, что хотелось рассказать об этом посещении. В нескольких десятках метров от “Молота” на прохожих смотрит мёртвыми витринами кинотеатр имени Ленинского Комсомола, а выбитое стекло одной из его дверей манит к себе, обещая новые открытия тому, кто осмелится пролезть сквозь узкое отверстие меж торчащих осколков, протиснется в слегка приоткрытую внутреннюю дверь и шагнёт в темноту…

P.S. Автор не располагает объективной информацией о предмете разговора и поэтому всё высказанное здесь является лишь выводами, сделанными на основании собственных наблюдений.

Июль 2000 г.


Месяц спустя после описанных событий кто-то окончательно выбил осколки стекла в дверном проёме к/т им. Ленинского комсомола, предоставив возможность посетить его без угрозы порезаться. Открывшееся внутри разочаровало: здание внутри сильно разрушено – отсутствует перекрытие между этажами, нет ни пола ни потолка в фойе, сохранились только подвал и киноаппаратная. Никаких интересных с точки зрения исследователей истории или подземелий фактов обнаружено не было. Заинтересовали лишь отдельные мелочи: в подвале перед заделанным (похоже что современным) кирпичом проёмом установлена старинная кованая решётка; в маленьком подвальчике типа оркестровой ямы под экраном (в стене здания) имеется дверь, запертая с обратной (!) стороны; стена за экраном практически целиком выстроена заново и имеет три неясного назначения громадные ниши, слишком большие и высоко расположенные, чтобы служить проёмами для бывших окон (это за экраном-то!) или дверей.

Какие-то отморозки разбили большое и толстое витринное стекло в “Молоте”, и теперь его замусоренное фойе и зияющие темнотой дверные проёмы, ведущие в зрительный зал, привлекают к себе взгляды прохожих и портят внешний вид улицы. Кроме того, недавно там поселились бомжи…


Осень 2000 г.: в “Молоте” вырезан кусок фронтальной стены и в образовавшийся проём установлены уродливые ворота; в оконный проём с выбитыми стёклами вставлена решётка. Ворота периодически опечатываются бумажной наклейкой с надписью “Комитет по имуществу г. Самара”.

Декабрь 2000 г.: в одной из Самарских газет прочитал следующую фразу – “1908г. открыт кинотеатр “Биоскоп” (с 1910 г. “Триумф”, позже – имени Ленинского Комсомола)”.

Апрель 2001 г.: ворота в "Молоте" выломаны (кто-то в них въехал?).


Вернуться на базу