Аэродром Сеща (на переднем плане – всего лишь рулёжная дорожка, ВПП же имеет ширину 60 метров!).
Посёлок Сеща расположен на автотрассе Брянск–Рославль в ста километрах от города Брянска. Это сельская местность, на сколько хватает глаз вокруг поля да леса, среди которых раскиданы мелкие посёлки и деревушки порою в две избы, причём некоторые из последних находятся в такой глуши, что там во время войны даже немцев не видели. Во время Великой Отечественной войны эта территория была занята немецко-фашистскими оккупантами, которым нужен был плацдарм для базирования своей авиации поближе к нашей столице, поэтому в Сеще развернулось строительство. При всей ненависти к захватчикам невозможно не восхищаться их организацией, ресурсами и ещё бог знает чем, название чему я не могу придумать. По ходу повествования, надеюсь, станет ясно, о чём я говорю.
Судите сами: идёт война, немцы наступают, сегодня они на одной территории, завтра продвинулись вглубь ещё на сто километров, чудовищное напряжение людских и материальных ресурсов, спешка, непрерывные перебазирования, ничего постоянного, чемоданное настроение у личного состава, родная Германия с её заводами и рабочими, обеспечивающими войска, за тридевять земель. И в такой обстановке немцы умудряются построить аэродром с ОТАПЛИВАЕМОЙ бетонной взлётной полосой! Чтобы оценить уже только этот факт, нужно знать, что в России, похоже, до сих пор нет ни одного подобного! Возможно, я и не прав, но по крайней мере за 12 лет службы в авиации я о таких ни разу не слышал (у нас снег с ВПП сдувают, а лёд растапливают “жар-птицами”). Да о чём говорить, если сейчас, спустя полстолетия, на месте этого временного немецкого построили огромный постоянный аэродром для самых больших в мире самолётов – гордости России, а личный состав, их обслуживающий, спасается от мороза в вагончиках, которые отапливаются пылающим в вертикально установленной трубе с отверстиями в боковых стенках керосином, слитым тут же из топливных баков? Так вот, говорят, что протяжённость подземных коммуникаций (отопительных, а возможно и эвакуационных для лётчиков на случай бомбардировки аэродрома противником), проложенных немцами под аэродромом, составляет около сорока километров! Для отопления взлётно-посадочной полосы имелась специальная котельная. Увы, ни коммуникаций, ни котельной самому мне увидеть не довелось, об этом гласит Сещинская молва, но я склонен верить самым фантастическим легендам, поскольку слышал от людей, заслуживающих доверия, и более конкретные вещи.
Где-то в начале семидесятых мой тесть, выпускник Иркутского, в то время ещё среднего авиационно-технического училища, лейтенантом приехал по распределению в Сещу и, как водится в нашей родной армии, вскоре был вместе с группой сослуживцев определён на копку траншей под фундамент какого-то ангара, постройка которого была запланирована начальством на территории аэродрома. Прокопав несколько метров, они наткнулись на какую-то бетонную плиту. Окапывание этой непонятной находки некоторое время продолжалось в надежде устранить препятствие, выковыряв его из земли, однако вскоре ребята поняли, что это не плита, а параллелепипед, уходящий вертикально в землю, причём на поверхности его была нанесена краской какая-то надпись на немецком языке. Знаний, чтобы самостоятельно определить, “шо це таке”, не хватило, да и строительство ангара срывалось, поэтому о находке было доложено “по команде”, т. е. последовательно всё более вышестоящему начальству. В итоге через некоторое время откуда-то прибыл некий майор КГБ или ещё бог знает какой службы (они же не представляются!), осмотрел сооружение и приказал закопать его и забыть о том, что кто-то что-то видел. Ангар построили в другом месте.
К одной женщине, служившей по соседству со мной в штабе полка, лет десять назад как-то приехал в гости в отпуск её родственник, сотрудник некого геологоразведочного института. Отдых – отдыхом, но поскольку человек, видимо, увлекался своей работой, то он и в отпуск привёз с собой какой-то сканер, который, насколько я понимаю, был штатным инструментом, выданным по месту работы. Кроме того, не исключено, что этот человек не был обыкновенным, поскольку известно, что государственные изыскательные учреждения несмотря на свою официозность всё же приглашают на работу экстрасенсов, поскольку заинтересованы в результате изысканий, а если какой-нибудь лозоходец правильно указывает на месторасположение залежей руды или подземные источники, то и хрен с ним, что его методы работы не вписываются в официально утверждённые. И вот, погуляв в свободное время по военному городку и его окрестностям, этот товарищ вернулся вечером домой с набросками, где зарисовал обнаруженные им подземные объекты. Ими оказались никому не известные: склад артвооружения, расположенный под углом учебного корпуса, где ежедневно проходят занятия лётного состава; законсервированная немецкая электростанция под одним из дворов жилого городка рядом с медико-санитарной частью; залегающая на переменной глубине от 3-х до 6-ти метров подземная узкоколейная железная дорога, ведущая из городка к расположенной примерно в километре магистрали современной железной дороги (по которой, кроме дизелей местного сообщения, в частности, ходят поезда Рига – Воронеж и Адлер – Смоленск) и заканчивающаяся возле неё в районе пересечения с железной дорогой автодороги, ведущей к населённому пункту Радичи. Кроме того, по утверждению этого сотрудника, между двух мощных деревьев, растущих возле подземного командного пункта гарнизона (между КП и гарнизонным офицерским клубом) был захоронен немецкий генерал с золотыми часами на руке. Уж не знаю, как он мог это определить, но несмотря на все попытки вышеозначенной служащей РА инициировать раскопки в целях обнаружения исторических ценностей (интересно, как классифицировать потенциально опасный склад снарядов?), да и просто добиться у командования разрешения на эксгумацию означенного генерала, что было проще всего с технической точки зрения, положительный ответ так и не был получен. Схемы-зарисовки мест расположения обнаруженных подземных сооружений, естественно, со временем были утеряны (я лично просил ту женщину их разыскать, но было уже поздно), и всё замялось. В достоверности показаний того геологоразведчика можно было бы сомневаться, если бы не одно но… Гуляя по гарнизону, тот товарищ (который раньше в Сеще никогда не был и тем более не мог знать, как она выглядела полвека назад), сказал, что рядом с нынешним детским садом под землёй находятся подвалы старого кабака. Каково же было изумление одной пожилой женщины, выросшей в городке (с которой я вместе работал в конце девяностых), когда она об этом услышала, ведь она, когда ещё была молодой, работала в этом кабачке!
Эта же женщина рассказала мне и ещё кое о чём. Когда-то давно, при очередной аварии на обветшавшем, построенном в первые послевоенные годы местном водопроводе, откапывая место неисправности, экскаватор повредил не обозначенную ни на каких планах и никому из местных инженеров не известную трубу, из которой хлынула сильным напором чистейшая ключевая вода. Вид трубы был очень странным, не характерным для отечественных подземных коммуникаций, встречающихся в данном районе – она была тщательно и многослойно заизолирована и выглядела как новая. Ждали, что течь воды из этой трубы прекратится, поскольку поблизости не было никаких неизвестных насосных станций, которые нельзя было бы отключить, но не тут-то было! Вода продолжала бить и заполняла котлован, мешая производству восстановительных работ. Надо было что-то предпринимать, и тогда не нашли другого выхода, нежели чем заглушить обнаруженный источник чурбачком и забетонировать для надёжности. Этим же летом начал подниматься уровень грунтовых вод, в результате чего постепенно оказались затопленными подвалы гаражей, расположенных поблизости на территории городка, а так же штатные бомбоубежища, возведённые в советские времена (см. фото). Трудно сказать, действительно ли так оно и было, и не было ли повышение уровня грунтовых вод связано, скажем, с засорением канализационных магистралей, отводящих бытовые стоки из жилого массива к очистным сооружениям, расположенным за территорией городка, слишком много времени прошло, да и не регистрировал никто хронологию подобных событий, но факт остаётся фактом: эти самые немцы кроме того, что захватили нашу территорию и построили на ней (надо понимать, за считанные месяцы) свои инженерные сооружения, как-то и когда-то (вот что меня больше всего поражает!) успели изучить такие до сих пор непостижимые вещи, как характер протекания грунтовых вод и подземных источников и использовать их в своих целях!!! Направление того трубопровода указывало, что он, возможно, был проложен для обеспечения охлаждения той самой подземной электростанции и, скорее всего, для снабжения кого-то питьевой водой. В общем одни загадки: откуда подавалась та вода и куда она уходила многие годы, пока не был нарушена сбалансированность системы?
Кстати, те ребята, которые принимали участие в ремонте и перестройке подземного командного пункта, рассказывали, что пункт этот достался нам в наследство опять же от фрицев, и на нижнем его этаже раньше была дверь, ведущая в постепенно опускающийся в глубину тоннель, на полу которого, пока он ещё не уходил в воду, можно было встретить немецкие каски и бутылки из-под шнапса. Жутко интересно, конечно, было бы узнать, что там, дальше, но не было никакой гарантии, что немцы не устроили там какие-нибудь ловушки для посторонних, или, например, не заминировали тоннель перед отступлением. Посему вход в опасное подземелье по инициативе начальства был, как водится, замурован.
Косвенным подтверждением того, что описанные подземные объекты действительно могли быть построены, являются рассказы старожилов о том, что во время оккупации на территории посёлка находился небольшой лагерь военнопленных, но самих пленных в светлое время суток практически не было видно, через населённый пункт же на работы их строем не водили. Куда могло деваться столько рабочих в разгар рабочего дня?
Ну и напоследок о подземных сооружениях более молодых, но оттого не менее интригующих. Гуляя по гарнизону, можно обнаружить по дороге из городка на аэродром две выступающих холмиками из земли бетонных полусферы, уходящие вниз цилиндрами метра на три. Входы в эти бункера имеют весьма своеобразную форму (см. фото), полуразрушены, завалены всяким хламом, внутренности затоплены.
На крыше по крайней мере одного из бункеров имеется вентиляционный люк, подступ изнутри к которому я постарался заснять.
По словам всё той же сотрудницы, от которой я получил большую часть информации, когда-то этими развалинами были штатные полковые бомбоубежища, они содержались в идеальном состоянии, периодически приезжали с проверкой комиссии, и не дай бог что-то было в нарушение инструкций! Потом денег на содержание сего хозяйства стало не хватать, и оно пришло в упадок. Рядом с этими убежищами расположена сеть подземных ходов мелкого залегания, потолочные перекрытия которых во многих местах обрушились, образовав завалы, мешающие попыткам пройти по коридорам. Кроме того, там же есть ещё несколько подземных комнат с бетонными стенами, в одной из которых какое-то время существовала некая ночлежка.
К той же категории относятся бункера в лесу на краю аэродрома, правда, в них уже заглянуть невозможно (всё засыпано землёй), а остаётся лишь догадываться о грандиозности сооружений по внешним признакам. Гулял я как-то по лесу в поисках грибов и вдруг вышел на выпуклую по центру полянку с какими-то буераками на периферии. В центре холма среди деревьицев на поверхность выступала верхняя часть бетонного купола. Представив, как его своды должны располагаться в округе, я подобрал арматурину и стал прощупывать местность, втыкая её в мягкую землю и ощущая, как всякий раз на одной и той же глубине (порядка 20 см) железный прут упирается в бетон. Прощупать удалось площадь метров 10 в диаметре.
Рядом оказалось вот такое, поросшее сосенками, сооружение, по всей видимости, останки одного из входов. Увы, вид его не оставлял никаких надежд на продолжение исследований.
В буераках обнаружилось обрушенное перекрытие бункера. Возможно, его размеры позволяли даже въезжать туда на машине, хотя следов подъездных путей я не нашёл. Кроме этого убежища в округе попадались и другие входы в некие подземные помещения, но составить о них какое-либо представление не представлялось уже никакой возможности ввиду засыпанности оных землёй.
Иногда посреди лётного поля (ну это ещё куда ни шло), а то и в лесу можно наткнуться на аккуратненький бетонный колодец, пересекаемый возле дна каким-то кабелем. Куда идут эти кабели, кто их прокладывал?
Один мой знакомый лётчик рассказывал, что как-то отлучившись со стоянки самолёта в кустики по большой нужде, он едва не провалился под землю в неизвестную полость. По-видимому, он набрёл на останки заброшенных укрытий для личного состава, никакой информации о которых я больше не встречал.
Беспардонно содранная с моего сайта статья в газете "Наш Брянск" от 15.10.04. "Автор" даже текст поленился скорректировать, чтобы он от его имени звучал.