Представляю вашему вниманию конспект интервью, взятого осенью 2002 года Петром Якубсоном у старшего взрывотехника Сокской шахты (как называли выработку в горе Тип-Тяв сами рабочие). На данный момент этот материал является уникальным, поскольку респондент – единственный участник разработки Сокских штолен, прошедший её от начала до конца, которого до сих пор удалось найти и который любезно согласился ответить на накопившиеся вопросы.
– Когда началась разработка штолен? Как они соотносятся с Красно Глинским холодильником?
Штольни, в которых сейчас находится холодильник, разрабатывались на камень. Разработка началась в 1937 году с началом строительства Куйбышевского гидроузла. На Волге тогда стояли буйки, началось перегораживание Сока (в районе 41-й отметки). Потом перешли в Сокские штольни.
– Кто принимал участие в разработке?
Работали там заключённые, военнопленные, гражданские.
– Оплачивался ли как-то труд заключённых?
Всем начисляли зарплату. Жили, где переезд на Горном, на этом месте сейчас находится склад.
– По какому принципу велась разработка? Чем отличаются штольни от штреков?
Отрабатывалась камерно-столбовая система: целики 9х9 м, штрек/штольня 6х8 м, в высоту – по толщине пласта химически чистых известняков. Общая площадь штолен – 42 га.
Шахта вообще вскрывается или стволом или штольней (горизонтальной выработкой с поверхности). Окская шахта вскрыта многими штольнями, но открыты были три – 13-я (центральная), 2-я bis и 9-я штольни, а поперёк были штреки. Самые длинные штольни – 13-я, 9-я, 11-я и 12-я – длина каждой около 960-ти метров.
На горе – 4-й завод. Где раньше было само управление, теперь склады. От оврага у 5-го завода была 1-я штольня, на восток – 2-я, 3-я, 4-я. Сначала проходили 20-30 метров штолен, потом нарезали штреки в обе стороны. Разрабатывали буровзрывным способом: через 1.2-1.5 м буровыми молотками с воздушным приводом бурились шпуры. Работали две бригады и три участка. В смене было две бригады – "ручники" и которые грузили породопогрузочной машиной. На 2-м участке работали вручную. Участки на маркировке не отражались. 1-й участок – от 9-й до 27 штольни, 2-й – с 9-й до 2-й bis.
– Откуда внутри подковы?
Когда не было мотовозов, была конная откатка, потом она осталась только до магистрали. Рельсы были везде, вагонетка грузилась в забое, вручную выкатывалась до откаточного штрека/штольни, 2-3-5 штук цепляли лошадью до магистрали, а там уже мотовозом. Конная откатка оставалась до самого конца. Глубина везде была одна – до 41-й отметки (рельсы железной дороги) [имеется в виду горизонталь 41 м от уровня моря – прим. Аналитика] – по уровню залегания пласта известняка. Карьер опустился до 28-й отметки (до уровня Волги) – ниже штолен, которые на 40-й отметке.
– Как ориентировались внутри?
По забоям, номерам штолен и штреков. Штреки нумеровались от поверхности.
В 58-м году на работы были призваны особо опасные преступники, а в 60-м году штольни закрыли, и так внутри всё и осталось – и вагонетки, и мотовозы – два "Лова" немецких.
– Мы слышали, что при приближении к штольням сверху в карьере имели место случаи провала в них экскаваторов, после чего стали предварительно взрывать целики. Это правда?
При разработке карьера делались хорошие массовые взрывы, и никаких случаев провала экскаваторов не было. В целики взрывчатку не закладывали.
– Для чего служили необычные для системы в целом штреки малого сечения?
Низкие штреки на 2-м участке (западная сторона) – это самые старые выработки.
– Для чего во многих местах установлены венцы из брёвен под самый потолок?
Сложенные в виде срубов брёвна называются кострами – такие крепи устанавливались в местах, где садилась кровля. 2-й участок сел, но не весь. Произошло это между сменами, ночью. Все службы техобеспечения тогда находились на поверхности.
На 2-м участке был оставлен большой целик, под которым была пещера, где зеки устраивали бордель. Женщины заходили между сменами, когда снималась зона, и ...
– Как осуществлялись освещение, вентиляция?
Освещение проводилось на опорах. У рабочих света не было, касок тоже – до 58-го года, когда на совещании у главного инженера постановили их носить. Но фактически каски не носили до тех пор, пока на оборщика Витю из Сызрани (работа которого заключалась в сшибании ломиком камней со свода) не свалился булыжник в два кирпича с высоты 8.5 метров. Я как услышал, сразу бегом на участок – жив, нет? Оказалось, живой, каска спасла. Иду дальше, смотрю – ВСЕ в касках!
Вентиляция была естественная. Было пробурено, правда, три скважины из карьера, но много они не давали.
– По трубам, остатки мы встречали в некоторых местах, подавалась вода?
Нет, трубопроводы – воздушные, шли они от компрессора, установленного снаружи, возле железной дороги.
– А как боролись с пылью, образующейся при взрывах?
Взрывы шли между сменами, к приходу следующей смены пыль оседала.
– Вы можете рассказать что-нибудь о гибели студентов и спасателей в штольнях?
В шахте одно зажжённое полено загазовывает три километра выработок. Когда в 99-м году я услышал о трагедии, хотя уже не работал, поехал туда. Один спасатель не дошёл до выхода пятьдесят метров. Не было ничего видно даже под ногами, но они пошли. Когда я приехал, рассказывали, что на крепях были угрожающие надписи. Был подожжён выход. Они и сами разводили костры. Три девушки и парень. Девушка зашла в тупик во 2-й bis.
– А что за камешки подвешены на горизонтальных крепях в некоторых местах?
Это отвесы маркшейдеров. Снимали метром, теодолитом. Карьер наложился на шахтное поле, в южном борту остались дальние части самых длинных штолен (13-й, 11-й, 12-й, 10-й, 9-й). На работу выходило по 300-500 человек в смену. Когда зеков сняли (18-го декабря 58-го года), пробовали нанять уволенных рабочих, но поработал только машинный участок. В маркшейдерском отделе есть план штолен, который можно посмотреть, позвонив в карьероуправление.
– Есть ли ещё люди, участвовавшие в разработке?
Мастеров ни одного нет, начальника шахты тоже нет. Был Николай Данилыч (из заключённых, работал учётчиков, фамилию забыл), жил на Батайской, а больше никого.
– Большое спасибо за рассказ! Если появятся вопросы, можно будет с Вами ещё раз встретиться?
Да, конечно.
P. S. Химически чистый известняк содержал до двух процентов магния. Сырьё это шло в химическую, парфюмерную промышленность, на сахарное производство. Также шла добыча щебня и бутового камня. 2-3 маленькие штольни и небольшой дробильный агрегат были на Царёвом кургане. Пласт химически чистого известняка падает под углом 3-8° на юго-восток, и штольни на другой стороне Волги также заложены в этом пласту.