Ужас от недавнего взрыва рухнувшего на Иркутск военного самолета «Руслан» ледяным холодом сковал общество. Телекадры случившегося обошли всю страну: разрушенные здания, пламя, десятки убитых и раненых. В какой-то момент из дыма пожарищ выплыло спокойное лицо чиновника. «Вероятность диверсии исключается», – прозвучало с экрана, и все вдруг так же резко успокоились. Иметь какую-то другую точку зрения стало кощунственно, и официальные лица обрывают тех, кто ее высказывает, на полуслове, как будто чего-то боятся... Так что же на самом деле послужило причиной крушения «Руслана» в Иркутске? Представляем расследование специальных корреспондентов «Собеседника».
Все спасатели, первыми примчавшиеся на место трагедии и заглянувшие в обугленный салон «Руслана», стали свидетелями странной картины: трупы находившихся в самолете людей (кроме членов экипажа) располагались в хвосте машины. Создавалось впечатление, будто пассажиры в последние минуты жизни всей компанией сидели и совершенно спокойно трапезничали. Спасатели нашли даже банки тушенки с воткнутыми в них ложками. Вряд ли бы граждане сидели смирно на одном месте, если бы истребители СУ «отвязались от цепей и поехали по салону», как это сообщалось в официальной версии случившегося. Но это далеко не все. С самого начала власти пресекают саму мысль о том, что на борту рокового «Руслана» находились какие-то «лишние люди»: госчиновники, размахивая на пресс-конференциях полетными списками, в один голос утверждали, что посторонние никоим образом не могли попасть на «Руслан». Однако данные свидетельствуют об обратном...
Как заявил «Собеседнику» спасатель Константин Короленко*, он примчался на место катастрофы сразу же: «В первую очередь мы пробрались к обломкам самолета – там уже потушили огонь. Трупы лежали рядом, их найти не составляло особого труда. Здесь же валялись обрывки документов, долларовые купюры, банки с тушенкой. Меня очень удивило, когда по телевизору сказали, что на борту самолета находились всего 23 человека. Я сам видел, что людей было больше – ровно тридцать один. Лично пересчитал». Куда же исчезли потом восемь трупов? И кто были эти люди?
На этот вопрос ответа нет (или информация тщательнейшим образом скрывается). На середине разговора со спасателем рядом нарисовался его начальник, которому добрые люди донесли о том, что кто-то общается с московским корреспондентом, и с порога начал разборки с подчиненным: «Кто разрешил тебе давать интервью?! Закончить разговор! Пройдите оба ко мне!» Добро бы это было единственным случаем – иногда казалось, что на места были разосланы директивы о том, как себя вести. Судите сами: мы дозвонились в Брянск, на место службы погибших летчиков, поговорили с их командиром относительно «мертвых душ» на борту «Руслана». Тот был настроен категорично: я вам расскажу, что там было на самом деле, но не сейчас, потому что... Разговор велся через коммутатор дивизии, и был дан ясный намек, что кто-то может этот коммутатор отключить, если разговор примет нежелательное направление. Лучше через три дня звоните и сами приезжайте. Когда же перезвонили в назначенное время, тон стал подчеркнуто официальным: «Разговаривать буду только после соответствующего разрешения из Министерства обороны». Что там случилось за эти трое суток? Сам командир передумал или кто-то, извещенный о предстоящем разговоре, устроил ему промывку мозгов? Вместо ответа – молчание.
Виктор Илюхин, председатель Комитете Госдумы по безопасности:
– Есть очень много оснований того, что это была диверсия. Техническое состояние самолета было хорошее, команда вообще прекрасная и погода неплохая. И вдруг ни с того ни с сего отказывают двигатели. У меня есть сведения, что виновата французская компьютерная техника, стоявшая на погибшем «Руслане». Почему-то все смолчали/ что компьютерами этими можно управлять на расстоянии и даже отключить. с территории Франции. А ведь это, к сожалению, не домыслы. Кто это сделал – уже вопрос другой. Истребители СУ очень хороши и пользуются популярностью за рубежом, и диверсия была явно подстроена для того, чтобы сорвать сделку, от которой определенные люди теряли деньги. Нами тоже ведется сбор информации через заслуживающие доверия источники, и возможно, что позже я смогу сказать что-то более определенное.
Дальше – больше. Когда корреспондент «Собеседника» навестил жэк в Иркутске на улице Авиастроителей, 28, где работала комиссия по оказанию помощи пострадавшим, его приход восприняли без особой радости и на вопрос о количестве жертв катастрофы ответили несколько странно: «Зачем вам это? Число пострадавших мы сказать не можем. Разве что официальное». Интересно, нужны ли тут еще какие-то разъяснения? В морге на вопрос, сколько людей к ним привозили именно из числа экипажа, сначала вообще промолчали. Только спросили шепотом: «А вы разве не слышали?» – «Слышали». – «Ну и чего же тог да спрашиваете?!» Разумеется, то, что на борту, по сути, секретного объекта находились посторонние люди, не может не вызвать удивления. Более того, один из милиционеров божился, что половина лица одного из этих восьми погибших полностью сохранилась и это было... лицо китайца. Что мог делать иностранец на «Руслане», куда он летел и зачем ему надо было лететь именно во Вьетнам, у которого с Китаем, мягко говоря, не очень хорошие отношения? Но даже если милиционеру это в горячке почудилось и покойник был просто азиатского происхождения, легче от этого не становится. Такую группу людей летчики сами при всем желании взять на борт не могли. Все, кто летал на военных самолетах и меньшего класса, это подтвердят. При сильном желании можно смухлевать – взять от силы одного-двух «зайцев», но никак не более... Значит, это сделано по звонку свыше. Кого? А это теперь не выяснишь. Ведь нет никаких восьми «лишних» трупов. И стало быть, нет проблем.
Завод «Запорожские моторы» (поставлявший двигатели к злополучному «Руслану»), пресс-секретарь Ярослав Сухой:
– Тут очень много странного. По моему мнению, это не простая поломка. Если б наши двигатели действительно подвели, самолет не разломился бы, а разбился на одни мельчайшие кусочки. Двигатели же специально разработаны для самолетов АН-124 «Руслан», и сегодня а мире больше ста машин летают на них. Когда двигатели проходили испытания, никаких претензий к ним не было – так же, как и во время обслуживания. Вот я вам зачитаю формуляр: «Ресурс – 2000 часов, средняя наработка – 710 часов», то есть считается, что эти двигатели хорошо обкатаны. На двух (I), а не то что на четырех двигателях «Руслан» взлетает при морозной погоде и при полной нагрузке делает спокойно маневры. Четыре двигателя ему поставлены для того, чтобы он мог просто поднимать большой груз. Там точно было что-то другое, о чем рассказывать не хотят.
Когда из Брянской области в Иркутск приехали родственники погибших летчиков, рассказывали, что у женщин была страшная истерика. «Это не он, не он!» – кричали они, не признавая мужа в обуглившемся куске мяса. К моргу подходили родственники жильцов сгоревшего дома. Они переживали, что в Брянск увезут останки их близких. Однако эксперты морга уверили всех, что при опознании были использованы данные медицинских досье летчиков и ошибки быть не могло. Относительно того, какие именно данные, никто не распространялся. Ну были и были, вам-то какое дело? А в то же время было заявлено, что в Иркутске нет аппаратуры по идентификации с помощью ДНК... Как же тогда узнали? Прямо мистика какая-то. Похоже, что различные ведомства просто соревнуются между собой в сокрытии обстоятельств иркутской катастрофы. Например, толпы очевидцев рассказывали, что в первые часы после крушения чудовищные размеры приняло мародерство. Проворнее всех оказались мальчишки. Юркие пацаны проникали в квартиры с крыш, брали все ценное, что попадалось под руку, вниз спускались по веревке, а то и вовсе нагло выходили через подъезд.
«Мародеров журналисты выдумали, – спокойно заявил чуть позже дежурный городской милиции в разговоре с корреспондентом «Собеседника», – ничего подобного не было». Тут же выходишь из отделения – и видишь мужчину лет сорока, пришедшего с бесполезным заявлением: у его сестры в той страшной неразберихе украли 5 миллионов рублей. Ну и кому же теперь верить?
Геннадий Телегин, главный инженер АО «Рыбинские моторы» (там собирали разбившийся «Руслан»):
– Самой важной мне представляется информация о том, что практически одновременно остановились два двигателя левого крыла, а затем и третий на правом крыле, четвертый начинает работать с перебоями. Это позволяет уже сейчас прийти к выводу: дело не в двигателях и не в их конструкции. Однозначно ясно, что остановку трех двигателей в течение нескольких секунд можно объяснить только внешним воздействием на них.
Цепь загадочных совпадений не размыкается. Некоторые люди, разбиравшие останки погибшего экипажа, и часть работников авиазавода «СУ» считают, что на борту «Руслана» якобы могла быть заложена бомба, которая и взорвалась при взлете, отключив компьютер. Во всяком случае, ходят слухи, что из тел тех самых восьми, впоследствии пропавших, доставали осколки металла, не имевшие ничего общего с самолетным (везли ли эти люди что-то с собой или просто сидели ближе всех к адской машине – неясно). Некоторые намекают, что таинственно исчезнувшие тела забрало на экспертизу местное управление ФСБ, но намекают осторожно – по тому что боятся, а ФСБ, естественно, на эту тему не распространяется. Запрещено давать интервью рабочим завода «СУ» (с ними удалось пообщаться только за пределами проходной), набрали в рот воды работники аэродрома – да и кто подтвердит, что его начальство допустило на борт посторонних?! Да это ж клевета просто! Уж, конечно, такого человека с работы снимут или еще чего.
Президент профсоюза летного состава России Сергей Плевако:
– Как профессионал могу сразу сказать одно: версии, выдвигаемые через официальные источники, вызывают просто улыбку. Например, говорилось, что перепутали летнее топливо с зимним и из-за этого и случилась катастрофа. Чепуха! Из-за этого самолет не упадет, да и не могли там тип топлива перепутать. Мы точно знаем, что они из Москвы летели на том же топливе, что и взлетали в Иркутске!
Самолеты здесь не любили никогда. Для коренного жителя Иркутска гул истребителей над городом стал привычным. И привычным стало ожидание чего-то страшного. Катастрофа 1994 года, когда на деревню Мамоны упал ТУ-154, научила людей бояться. «Мы ждали этого, – говорил рабочий авиазавода, где производились отправляемые во Вьетнам «сушки», по имени Александр. – И вот оно случилось. От нас скрывают, что в самолете находился кто-то, кто не числился в полётном листе, много людей погибло, больше, чем говорят. Видимо, кому-то не нравилось, что мы в последнее время из-за этих продаж самолетов Вьетнаму жить стали более-менее, так и взорвали «Руслан». В этом Китай был заинтересован. Говорят, они даже с кем-то с завода пытались связаться, чтобы «сушки» не продавали».
Действительно, сопредельный Китай был очень недоволен тем, что Вьетнаму продают самолеты. Периодически между этими двумя странами вспыхивают пограничные бои, и, естественно, наши китайские друзья были не очень довольны тем, что их в случае чего будут поливать свинцом дружественного производства. Просачивались даже слухи, что некие китайские эмиссары предлагали российским высокопоставленным чиновникам хорошие деньги в случае срыва этой сделки. «Китайцы делали это так настойчиво, что для меня лично было ясно, что в случае чего они ни перед чем не остановятся», – вскользь заметил некий ответственный работник администрации Иркутской области. К слову, не так давно Россия продала Кипру системы ПВО С-300, вследствие чего Турция, имевшая на этот остров зуб, заявила, что «воспользуется любыми средствами, чтобы воспрепятствовать перевозке систем на Кипр». Правда, озвучивший это чиновник тут же получил по шапке – возможно, потому, что нечаянно предупредил... Китай о таком не предупреждал, а возможности его разведки на нашей территории куда больше, чем у Турции, – даже иркутское ФСБ особо не отрицает, что под видом тысяч торговцев, обосновавшихся на местных рынках, в область приезжают и туристы в погонах...
Начальник отделе общественных связей АО «Ингосстрах» (застраховавшего «Руслам» и его груз) Александра Калошина:
– Претензии владельцев составляют 56 миллионов 190 тысяч долларов. По случаю наступления страхового события, подтвержденного представленными документами, «Ингосстрах» выплатит указанную сумму Вьетнамской государственной компании, заключившей сделку на поставку самолетов. Фактов, препятствующих выплате, не обнаружено.
Между тем в конструкторском бюро Сухого заявили, что вьетнамские партнеры еще не перевели деньги на счет бюро и теперь уже, судя по всему, так и не переведут, из-за этого у них могут не выплатить зарплату. Здорово получается:. страховку Вьетнам получит за самолеты, за кои, выходит, сам еще не заплатил, хотя сообщалось как раз-таки об обратном. Куда ж денежки-то делись?
Ко всему прочему американские продавцы оружия, точнее, их дилеры, очень озабочены проникновением России на рынок Южной Азии. Офицер из международного отдела ФСБ год назад в приватной беседе с корреспондентом «Собеседника» поведал ему, что продажа истребителей МИГ одной южноазиатской стране встретила сильное сопротивление американских дилеров, до этого безраздельно владевших монополией на снабжение местной армии. «Тех, кто заключал с Россией сделку, предупредили, что добром это не кончится, американцы заплатят кому надо, чтобы самолет с МИГами не долетел до места назначения. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности, каждого человека на борту транспортных самолетов, перевозивших «товар», обыскали два раза, а сами самолеты обследовали с собаками. Бизнесменов не интересуют политические последствия – им интересны деньги. Одна такая сделка может озолотить дилеров на всю жизнь». Сейчас же американские корпорации после улучшения отношений с Вьетнамом пытаются влезть и на оружейный рынок этой страны, до этого времени насыщенный российским оружием. Переговоры ведутся, и эта сделка довольно больно била по их самолюбию... Насколько больно?
Владимир Волков, депутат Госдумы, член Комитета по обороне:
– Могу вас заверить, что производители военной техники из-за конкуренции ни перед чем не остановятся. Как это ни цинично звучит, но жизни пятидесяти человек для них ничего не значат. Когда мы были в США, в Бостоне, то встречались с представителями правоохранительных органов. Нам рассказали, что в Америке в год совершается около 50 миллионов преступлений на почве бизнеса и связанной с ним конкуренции, в том числе это происходит и в торговле оружием. В случае диверсии на «Руслане» она могла быть спланирована какой-либо коммерческой организацией по экспорту оружия: ведь продвижение российского оружия на южноазиатский рынок не нравится производителям из США.
Еще одна нестыковка: существует два варианта взлета самолетов с аэродрома авиазавода. Один – как раз в противоположную сторону от жилых массивов. Но тогда «Руслан» должен был разворачиваться на 360 градусов, а это требует дополнительных затрат топлива. А есть и более экономичный способ взлететь – над городом. По правилам, решение, как взлетать, принимает командир экипажа. «Странно, что «Руслан» хотел взлететь над городом, – рассказывали жители Иркутска-2. – Над нами самолеты обычно заходят на посадку, а не взлетают. И чего это он так полетел?!» Но командир уже ничего никому не расскажет, а «черный ящик», судя по всему, если и дал на это ответ, то нам его вряд ли дано услышать...
После случившегося жители авиагородка боятся жить в своих квартирах. Однако никто оттуда не уехал, и газеты по-прежнему пестрят объявлениями о съеме квартир из «района смерти». «Мы с удовольствием переехали бы, – говорила одна женщина, – но куда? Квартиры в нашем городке стоят в полтора-два раза дешевле, чем в других районах Иркутска. А в престижных новостройках за квадратный метр просят почти тысячу долларов. Так что придется жить здесь и в страхе ждать, когда очередной самолет упадет на наши головы».
Еще в сталинские времена в СССР был напечатан бледненький роман под названием «Версия икс», имя автора которого вспомнить трудно. На его страницах описывалось, как злобные американские спецслужбы попытались сорвать рейс самолета с оружием, который летел на помощь братской стране, и ничего у них не получилось. Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что результатом крушения «Руслана» было именно вмешательство извне, но поражает, почему власти так отбрыкиваются от возможности диверсии и зажимают рот некоторым чересчур болтливым свидетелям катастрофы. Кто были восемь «внесписочных» пассажиров? Кто допустил их на борт? Куда делись их тела? Верны ли сведения о давлении со стороны китайцев? Были ли обнаружены осколки бомбы? Мог ли быть отключен компьютер на расстоянии? Вряд ли мы услышим на это более-менее внятные ответы. Разве что в очередной раз увидим новую ласковую улыбку с телеэкрана, совмещенную со стандартно прорезиненными словами: «Ваша информация не соответствует действительности...»
Опербригада: Екатерина Степанова, Марина Андриенко, Павел Мороз, Ирина Петрова, Елена Панюкова, Дмитрий Владимиров, Георгий Зотов.
* Фамилия спасателя изменена по его просьбе. Настоящая фамилия имеется в распоряжении редакции. Публикация слухов вызвана отказом официальных властей комментировать происходящее.
Авиакатастрофы над Иркутском:
1953 г. Самолет ЛИ-2 из-за отказа двигателя совершает «посадку» на жилой дом в районе 2-й Советской улицы.
1964 г. ТУ-104 Хабаровского авиапредприятия, совершая пробный полет, отрывается от взлетной полосы с недопустимо малым углом набора высоты, буквально «чиркая» по крышам домов.
1974 г. Столкновение АН-2 с АН-2 и падение последнего в пойму реки Ушаковки в жилом массиве.
1994 г. Падение ТУ-154 на молочно-товарную ферму совхоза-техникума. Погибли 129 человек.
Коллаж Аналитика.
Опубликован в "Комсомольской правде" от 06.01.98.