Яндекс.Метрика
Вернуться на базу Редакция от 26.02.17

Глава 1. Смена климатического пояса.

Случилось мне как-то побывать на севере нашей необъятной родины, за полярным кругом, там, где зима почти круглый год, где вечная мерзлота, а один месяц в году, когда наступает северное лето, бескрайняя тундра покрывается низкорослой травой, под покровом которой скрываются непроходимые болота, в которых не раз погибали сбившиеся с пути путники, и целые военные грузовики уходили куда-то в недра вязкой субстанции. В то место не ведёт автомобильных дорог, туда можно добраться лишь на поезде, который, мчась по одноколейной железной дороге, на поворотах издаёт звуки, которые почти невозможно отличить от пения церковного хора, что не раз пугало и меня и ехавших пассажиров.

За всю свою жизнь, по определённым обстоятельствам, я очень много ездил на поездах, но такое приходилось слышать впервые! Ещё есть авиалинии, но мной лично этот вид транспорта опробован не был.

Летя в качающемся вагоне через тундру, похожую на самую настоящую пустыню, с теми же барханами, грядами и бескрайними просторами, только белую, замечаю идущую параллельно железной дороге ЛЭП, не высоковольтную, а обычную, на 5-6 алюминиевых кабелей. Поразительно! Ни одного целого столба! Все сломаны и лежат на снегу! "Это следы прошедшей бури" – поясняют мне соседи по купе, местные жители.

По обе стороны ж/д проходят специальные сооружения, напоминающие обычный деревянный забор, которым ограждают огороды, только более высокий и местами поваленный. "Это специально строили", – объясняют всё те же пассажиры, – "что бы хоть как-то сдерживать сильнейшие порывы ветра во время бури, чтоб поезд не перевернуло". После этих слов я возрадовался отличной погоде, царившей в то время, когда я проезжал этот участок пути. Незабываем тот момент, когда я впервые увидел тундру в реале.

Представьте, вы просыпаетесь в поезде на верхней полке, но глаза ещё не открыли. Вспоминаете, что же вчера было? Ощущаете боль в переносице и опухоль в том же месте. Вспоминаете, что вчера Вы пили... Пили много... Много настолько, что Вы даже не проспались и пьяны до сих пор. Так, потом что? Ага, проводник... Грязная склока на почве курения в вагоне... Блин, ну надо же так нажраться?!

Открываете глаза и не понимаете, откуда же столько яркого света???!!! Даже глаза невозможно открыть, очень ярко. Немного привыкнув, выглядываете в окно, а там... тундра. Причём когда Вы засыпали за окном была лесотундра – это типа полутайга-полутундра, то есть не меряно деревьев полутораметрового роста. От смены контраста у меня челюсть отвисла.

По ходу следования встречались какие-то занесённые снегом полустанки, служившие, видимо, для контроля состояния пути. И вот, наконец, мы подъезжаем к вокзалу, видим огромный щит с надписью "Добро пожаловать в Воркуту!".

Глава 2. Воркута.

Расскажу немного о самом городе, то, что мне наиболее запомнилось.

Ну, самая главная, на мой взгляд, достопримечательность – это глобус (находящийся в центре одной из кольцевых автомобильных развязок города) диаметром в 10 примерно метров, по экватору которого красуется надпись "67 параллель" (или 69-я – не помню точно), за ним начинается заполярье. Об этом нам рассказал местный таксист, когда мы проезжали мимо. Кстати, такси в Воркуте стоит 30 р. в любую точку города, что несказанно нас радовало, и мы с удовольствием пользовались услугами таксистов по несколько раз в день.

Не менее радовал нас и ассортимент пива местного производства, которое служило подогревом наших организмов в условиях крайне экстремальных.

Достойна уважения работа воркутинских художников-скульпторов, соорудивших в центре города ледовый городок неописуемой красоты. Что интересно, в каждой постройке был вмонтирован ряд разноцветных лампочек, при сиянии которых, весь ледовый городок представлял собой нечто футуристическое. Ведь могут же делать красиво!

Теперь расскажу о более интересных моментах.

Всем известно, что Воркута славится наличием огромного количества шахт по добыче угля и ещё чего-то там. Нам не удалось проникнуть ни в одну из них. Да не станет ненавидеть нас уважаемый читатель, зная, что добраться до шахт без спецтехники невозможно. Да и сами шахты ещё действовали, и внутрь нас вряд ли пустили бы. А с виду они представляли собой непонятное сооружение с кучей труб разного сечения и высоты, с непонятными чёрными пятнами больших размеров на целых корпусах. На многие десятки метров вокруг шахты легла угольная пыль, из-за этого складывалось впечатление, что в районе шахты шёл чёрный снег. Захватывающее зрелище!

Все шахты, находящиеся в поле зрения, имели одинаковое строение и почти ничем не отличались, а те, которые были глубоко в тундре, мы лицезреть не имели возможности.

Так же был отмечен заброшенный район, находящийся на отшибе города, в глубоком и большом овраге, состоящий, преимущественно, из невысоких двухэтажных бараков. Видны следы пожаров в этих зданиях, причём, как минимум, в половине из всех имеющихся. По рассказам становиться ясно, что когда-то в них проживали заключённые, работающие всё в тех же шахтах (знакомая картина, не правда ли?).

Исследовать этот район опять не удалось из-за недоступности. Не хотелось утонуть в глубоченных сугробах, а покупать специально для этого снегоход как-то не было возможности :-).

По воле судьбы нам удалось побывать на военной базе космических войск. Проникнуть в секретные комнаты нам, по понятным причинам, не разрешили, зато удалось посетить музей и вдоволь поугорать над древним винтом (жёстким диском), который был точь-в-точь, как фильтр ФП-100:-)!, а так же посмотреть много чего интересного, включая мини макет всей военной бызы. Были мы и в пограничной части. Там мало чего интересного, если не считать музей.

Ещё немного о необычности местного климата. На улице температура около минус 45. Выходишь на балкон – не холодно. Выдыхаешь пар, прислушиваешься и слышишь, как пар, уже превратившись в кусочки льда, со звоном сыпется вниз!

Невероятно! Климат очень сухой, посему мороз практически не чувствуется. Приведу пример: по приезду в город, я, в очень хорошем добре, прыгаю с подножки поезда и вижу такую картину – из бутылки, которая уютно размещалась в нагрудном кармане моей куртки, выплёскивается на ту же куртку энное количество пива и вмиг замерзает! Не прошло и секунды! Я подумал – ни хрена себе!!! – и натянул на ту часть тела, которой обычно ем, шапку. Хотя мороза не чувствовалось совершенно. Вот тебе и смена климатических поясов!

Глава 3. Дорога обратно.

Когда все дела были сделаны и все вопросы решены, предстояла долгая дорога домой. На обратном пути решили не пить совсем, хватило прошлой поездки, когда мы спьяну подрались с проводником, в результате чего мне сильно повредили нос, а проводник на какое-то время лишился всех удовольствий, связанных с детородильным органом, да и организм наотрез отказывался принимать спиртное, грозясь туалетом и всеми вытекающими, в прямом смысле этого слова, последствиями. И это помогло увидеть нам нечто очень странное и пугающее...

Итак, едем. Первые сутки. На часах около 4 ночи. Спать не хочется, поскольку спали весь день. Организм, находясь в состоянии жуткого похмелья и отходняка от предыдущих дней непрерывного употребления алкоголя в неограниченных количествах, требует хотя бы бутылочку пива, но я, держа его (организм) в трясущихся, но всё же руках, вспоминаю, как же было хорошо, когда мы только сели в поезд и когда пить совсем не хотелось, но стоило проспаться, как всё изменилось с точностью до наоборот. Поглощая минералку, мы на пару с товарищем молча лежим и читаем книги. Краем глаза я замечаю, что за окном творится что-то очень странное... Начинаю присматриваться, толкаю товарища, он тоже замечает это... На тёмном небе расплывается яркая полоса какого-то непонятного свечения! Интересно, что это? Полоса растягивается по горизонтали и сужается по вертикали, словно эллипс, который вытягивают за края. И вдруг в середине свечение рвётся и разделяется на две одинаковые части, которые с разной скоростью вновь начинают обретать округлые формы. Затем они снова соединяются, всё это происходит очень медленно. Потом соединившееся свечение внезапно делится на несколько отдельных облачков, и они начинают вытягиваться уже по вертикали.

Это наводит нас на мысль, что всё это есть свет от мощных прожекторов, светящих в небо с какой-то военной базы, которых в той местности как собак нерезаных, и образуется это свечение в результате отражения лучей от облаков. Посмотрев внимательнее, мы понимаем, что эту версию можно смело отбрасывать по следующим причинам:

Всё это действие продолжалось около 20 минут. Затем свечение исчезло... Что же это всё-таки было – неизвестно. Может быть, какие-то учения? Испытания нового оборудования? Может, вообще НЛО какой-нибудь? Хочу отметить, что тот участок дороги, на котором происходили эти действия, поезд проходит в 4 ночи в сторону Москвы и в 4:40 в сторону Воркуты (мы смотрели расписание, в качестве привязки служил небольшой городишка, расположенный неподалёку от злачного места, в котором поезд делает остановку), а поезд ходит в этом направлении всего один. Вот и гадай, что же это. Перед въездом в тот самый городишко мы успели заметить необычные строения, при виде которых у меня мурашки по коже пробежали. Это были два огромнейших здания, одно освещённое, другое нет. Оценить их примерный хотя бы размер не удалось, так как они располагались очень далеко от путей, но то, что они были огромными, не вызывало сомнений абсолютно! Строением они походили на наш (самарский) элеватор, без окон, кверху расширяются. Мы попытались всё это дело заснять на видео. Камера у меня не крутая, но имеет очень полезную функцию, благодаря которой её можно использовать как биноколь – это 440-кратный зум. Очень удобно, кстати. Правда, снимать тяжело. Так вот. На плёнке не осталось ни только свечения и зданий, а даже того, что мы снимали в вагоне, в момент свечения. Изображение либо нет совсем, либо оно совершенно неразборчиво. Что это? Глушилки? За исправность камеры я ручаюсь. Всё работало превосходно. Когда мы остановились в том городишке, я снова её достал и проверил, всё работало.

У вошедших на этой станции пассажиров ничего узнать не удалось. Во-первых, время было не для бесед, а во-вторых, все просто пожимали плечами. Одна женщина сказала, что есть там у них большое депо – отстойник тепловозов, как современных, так и времён второй мировой. Подобный отстойник можно наблюдать на станции Кольцово в Пензенской области, если ехать в сторону Рузаевки (Саранская область) на поезде. А про свечения и про эти здания она ничего не сказала, промямлив, что первый раз такое слышит. Может это нам с дикого похмелья привиделось? Может просто крыша поехала или белая горячка одолела? Мираж? Может быть... но тогда он слишком необычен... Сразу у двоих человек, слишком чёткие очертания объектов и чересчур длительное время его проявления...

За размышлениями, что же всё таки мы видели, мы уснули, а когда проснулись за окном уже сплошным непрозрачным забором простиралась тайга. Интересного уже почти не было, разве что остатки разрушенных сталинских концлагерей, которые на многие километры шли параллельно путям. Можно было различить остатки забора, вертухайских будок, полуразрушенных бараков и других непонятных строений.

Молча пялясь на мелькающие деревья, мы ехали домой, а в голове никак не укладывалось увиденное ночью... Такое дерьмо не забывается (с) "Люди в чёрном". Хотите верьте, хотите нет...

Весь материал подтверждён кучей фотографий, на которых запечатлены:

и видеоматериалом, на котором почти всё то же, что и на фото.

Bugsy, октябрь 2003 года


Вернуться на базу