Субботним вечером 17.03.01 Аналитику с Грабовским вдруг стало тоскливо: что-то давно никуда они не ходили, а тут между делом гостиницу "Турист" разбирают, залаз в подвалы пивзавода заделали, штольни закрывать собираются – так, глядишь, и бункер под городской больницей № 3 в 4-й раз заварят до того как удастся его осмотреть... И решили они тряхнуть стариной, разобраться уже раз и на всегда с этим последним неисследованным из доступных на сегодняшний день подземелий. Однако, памятуя о том, сколько времени занимают подобные экспедиции (см. отчёт "Семь часов под землёй...") и чем они могут закончится, если начинать их вечером, друзья решили перенести вылазку на утро, а чтобы не терять время даром, занялись пока обследованием помещений заброшенной войсковой части на улице Товарной. Облазив обширный подвал столовой с замёрзшим озером внутри и не найдя там ничего интересного, кроме великолепной ледяной стены под протекающей водопроводной трубой, а также морозильных комнат отдельно для мяса, рыбы и масла с почему-то неразворованными до сих пор классными радиаторами, товарищи отправились спать с чувством выполненного долга, чтобы поутру отправиться в неблизкий путь на другой конец города. Чудно проведя время в трамвае в компании с тремя литрами "Красного Востока", они добрались, наконец, до Хлебной площади, благополучно миновали ментовскую машину со скучающим нарядом внутри, отработанным движением переправили свои тела, поросшие рюкзаками, через дыру в заборе, отчуждающем Город от того, что творится у него под ногами, и приступили к делу.
Спуск на этот раз осуществлялся с верёвочной страховкой, поскольку перспектива сверзиться в шахту 34-метровой глубины, поскользнувшись на заледеневшем склоне под входом, совершенно не прельщала. Сразу под входным проёмом на глубине порядка метра взгляду открывается свод подземного хода, засыпанного мусором, годами сбрасывавшимся снаружи. Возможно, это просто ниша, но для чего она между этажами? Крайне осторожно спускаемся по уже знакомому маршруту. Вниз ведёт 16 лестничных пролётов, из них два разрушенных верхних и один укороченный и полностью заваленный мусором нижний.
Для организации ПБЛ Аналитик предусмотрительно прихватил с собой большой лист полиэтилена, поскольку внизу, кроме того, что невозможно найти клочка сухого места, обычно ещё и идёт дождь. Сложив на полиэтилен и накрыв им же лишние вещи, два не слишком изящно выглядящие в костюмах химзащиты молодых человека отправились на методичное обследование решётки коридоров. Правда, полиэтилен, защитивший от промокания рюкзаки и куртку, оказал и медвежью услугу, периодически пугая отошедших метров на 30 путников: под падающими с потолка каплями он гремел как мембрана барабана, что из-за гулкой акустики помещения воспринималось как звук чьих-то шагов.
У входа
Когда при перемещении мыши над планом курсор изменяет свою обычную форму, по этому участку изображения можно щёлкнуть – вы увидите сделанную в этом месте фотографию. Некоторые "чувствительные" зоны непосредственно прилегают друг к другу, поэтому следите за всплывающими подсказками. Посмотрев фото, можно вернуться к плану с помощью кнопки "Назад" браузера. Рекомендую сначала дочитать отчёт до конца и лишь потом начинать топтаться по плану.
Нижайший поклон Sailor-у за рисование плана! Более разборчивый вариант (2041х2041 пикс.) можно посмотреть здесь.
Глубина затопления бункера оказалась весьма непостоянной – от нуля у входа до метра в районе Трубы, а в местах, прилегающих к обвалам, "пол" постепенно поднимался до самого потолка, в лучшем случае оставляя посетителям метровый зазор, чтобы особо любопытные могли гусиным шагом подобраться вплотную к источнику завала.
Г. Моисееко и В. Котмишев в своей статье "Невидимый город" как-то выдали фразу, что "пол [в бункере] выдавлен метра на полтора". Я больше года ломал голову над тем, что означает "выдавлен" – как это?, но так и не поняв, отнёс сей неуспех на счёт своего полного дилетантства в вопросах подземелий. Теперь, однако, ясно, что дело порой в "мастерах изячной словесности", а не в неподготовленности читателей.
Перекрёсток 12. Здесь грунт влажный, но относительно плотный, позволяет идти почти не напрягаясь. В торцевой стене коридора виден узкий прямоугольный проём под самым сводом (Окно? Дверь?), за которым виднеется некая полость. В полностью надетом "аладдине" можно было бы даже проползти туда, перемазавшись по уши, но курток от него у нас не было, а тренироваться в передвижении по-пластунски в грязи в обычной одежде почему-то не хотелось...
А вот слева от 8-го оползень представляет собой кашу из мокрого песка, который засасывает как болото. Поднимаясь по откосу, чтобы разглядеть, откуда он происходит, обнаруживаешь, что увяз уже выше колена и едва в состоянии выбраться назад... Так что кто хочет испытать ощущения провалившегося в трясину человека – милости просим, на родину собаки Баскервилей ехать не обязательно!
В вышеупомянутой статье о сталактитах сказано: "бетонные образования вырастают на полметра за три-четыре десятка лет". Самая длинная из сосулек достигает в длину метра. Если предположить, что её никто ни разу не отломал с момента постройки бункера (что весьма-а сомнительно!), то всё сходится: "сделано в СССР" в начале войны или незадолго до неё. Причина, по которой строительство объекта было брошено в самом разгаре, была бы понятна, если бы оно датировалось моментом прихода Хрущёва к власти (см. очерк Тоннельной Крысы "Подземный Севастополь"), а так – ???
Перекрёсток 8. Не сюда ли переместилась бесследно исчезнувшая деревянная лестница, виденная А. Зайцевым в точке 2?
В геометрическом центре бункера углы перекрёстка выполнены с потугами на изящество – в виде цилиндрических колонн, барельефом выступающих из стен. Довольно нелепо, учитывая аскетизм всего остального.
В потолке коридора слева сделана высокая (около шести метров) ниша с перекрытием из досок, положенных на металлические двутавры на высоте около 3-х метров от пола. Поначалу назначение этой "комнаты в потолке" казалось неразрешимой загадкой, позже пришла мысль, что на перекрытии, скорее всего, планировалось разместить емкость для воды.
В следующем, четвёртом, поперечном коридоре в месте примыкания к центральному обращает на себя внимание пересекающий его песочный вал. Интересно, откуда он взялся и почему до сих пор не размыт водой?
В двух местах правого пролёта этого же коридора сохранились брёвна, установленные враспор между стенами на высоте человеческого роста. Выглядят фрагментарно и неубедительно.
Правая половина последнего поперечного коридора заканчивается тупиком, конструкция которого даёт версию происхождения как минимум завалов в тупиковых ответвлениях перекрёстков №8 и 12. В тех аппендиксах, которые при дальнейшем строительстве должны были развиться в новые помещения, тупиковая стена закрывалась щитом из досок, а перед ним устанавливался подпор из брёвен (которые А. Зайцев принял за трубы, см. соответствующий раздел на сайте самарских диггеров). Похоже, что 60-летнюю сырость и огромное давление грунта выдержал только один из щитов,
Перекрёсток № 4
остальные же сгнили и были выдавлены вовнутрь – край потолка в местах оползней везде ровный, а это означает, что их источником явились стены, а не потолок.
Перекрёсток №12, странное место: останки чего видны на переднем
плане и что там за ниша в потолке?
Жаль, сразу всё не разглядишь...
А вот обвал между 16-м и 17-м перекрёстками плохо укладывается в означенную схему: такое впечатление, что он возник из потолка. Но это же наговор на советскую власть: наш бетон – самый крепкий в мире, и свод советского бункера не может провалиться самопроизвольно! Не иначе, это происки врагов!
Между 2-м и 3-м перекрёстками на полу валяются гофрированные шланги для закачки бетона за опалубку. Половые лаги есть только в комнате с росписями, да ещё между 5-м и 6-м перекрёстками сохранилось подобие временного настила из досок и тонких поперечных брусьев; в остальных же переходах количество досок явно меньше, чем было бы необходимо для изготовления "сгнившего деревянного пола", так что его, похоже, там никогда и не было – да и зачем настилать пол, когда ещё не оштукатурены стены и даже не обрезаны трубы для закачки раствора, торчащие из стен на уровне будущих плинтусов?
Дальняя часть центрального коридора практически симметрична ближней: похожий предбанник, такая же недоделанная входная дверь (рядом стоят две уже знакомые дверные рамы с огромными "усами", которыми они должны были цепляться за стены), такая же шахта...
Вид на юго-восток со стороны точки 3
Вот только лестница большей частью деревянная и завалена сверху намертво. А ведь ещё недавно, говорят, были времена, когда по ней можно было подняться во двор, где даже башню над шахтой не построили, а накрыли шахту кое-как плитами. И превратилась она в итоге просто в мусорную яму.
Весьма странен оползень, видный на предыдущем фото. Стена, к которой он примыкает, монолитная, никуда не ведёт и признаков разрушения не имеет. Не могли же насыпать такую кучу земли энтузиасты-копатели, если предположить, что кому-то охота было откапывать заваленную сверху лестницу!
Вид на северо-запад из точки 1.
Детский мячик, плавающий в воде, оставляет сложное чувство:
может это игрушка того сироты, чьи родители были расстреляны в застенках Системы,
построившей этот бункер?
Последнее, наиболее интересное место в бункере, о котором хочется рассказать – это левое окончание второго поперечного коридора. Дело в том, что там он круто уходит под воду – и пол, и потолок имеют угол наклона такой, будто вниз ведёт лестница. Попытки высветить глубины фонарём, опущенным в воду, к успеху не привели – видны только завалы из вездесущих досок и илистая взвесь, мешающая разглядеть подробности. Ил же, поднятый со дна ногами, мгновенно заполняет своими клубами пространство впереди подошедших, поэтому через несколько секунд дно перестаёт просматриваться совсем. А крутые ребята из МЧС туда ещё нырять собирались! Какой толк от акваланга, если ничего не видно? (Кстати, наивный вопрос типа "А почему до сих пор никто не заслал в затопленные многоэтажные бункера какую-нибудь команду Кусто?" можно услышать довольно часто. Когда-то я и сам его задавал ;-)...)
Перед лестницей на нижний этаж из потолка спускается стальная труба диаметром сантиметров 30. Чем она заканчивается наверху, как вы уже догадались, разглядеть невозможно. Вентиляция, что ли? Непохоже: обычно под неё отводят целое специальное помещение с насосами, фильтрами и т. д.. В этом бункере, конечно же, всё это тоже должно было быть, но труба-то располагается не где-то в спецпомещении, а торчит прямо посреди дороги! Да ещё внутри неё проходит другая, тонкая...
Как мне показалось, на совершенно мокрых стенах писать мелом невозможно, а стена в левой комнате вся испещерена меловыми автографами, лучше всего среди которых сохранились датированные 60-70-ми годами. Что же, раньше бункер был сухим? (Кстати, удивительна разница в характере затопления этого сооружения и бункера под санаторием "Волга". Здесь плачут и стены и потолок, растут полуметровые сталактиты, там же всё выше ватерлинии сухо!)
Каким-то баранам пришло в голову зачем-то написать рядом со
своим именем слова "год рождения".
Вот и ломай теперь потомки голову, то ли 20.11.49 – дата рождения, то ли – дата
посещения...
А в надписях фигурируют ещё 43-й и 41-й годы...
Интенсивно сопровождавший дыхание пар сильно мешал фотографировать (так же, как и в Сокских штольнях) – прежде чем нажать на спуск, нужно сделать глубокий вдох, затем выдох назад через плечо и задержать дыхание секунд на двадцать, подождав, пока рассеется конденсат. А Sailor говорил, что пара не было! Выходит, температура под землёй колеблется и отнюдь не в соответствии с погодой!
Вот и всё... Вопросов осталось много (например, куда ведёт 12-й перекрёсток, отделённый от остальной части бункера тамбуром из несостоявшихся бронедверей? Четвёртый выход? А не лишнего ли выходов?), но покров тайны, ореол чего-то загадочного, потустороннего рассеялся, оставив на душе разочарование. Вот и ещё одним неисследованным бункером меньше, а где же обещанная кирпичная кладка, отделяющая коридоры бункера от других подземных ходов, где ковёр из гильз, якобы оставшихся от расстрела строителей, где жуткое чувство необъяснимого страха, выживающего на поверхность "и не такое видавших диггеров", где магнитные аномалии, из-за которых, по словам крутых спецов из спелеоклуба "Жигули", бесполезно брать с собой компас (А. Зайцев указывал направление центрального коридора строго на юг, на самом деле он имеет азимут 90°)? Воистину, верить нельзя никому...
Только в левой комнате и довелось встретить кирпич. Видимо, здесь был чулан для инструмента: строители временно уменьшили широкий вход в комнату, чтобы можно было навесить дверь, и даже настелили деревянный пол: это единственное место, где имеются останки лаг.
Закончив обход, фотографирование и рисование карты (и забыв снять размеры коридоров), удручённые вышеизложенным Аналитик с Грабовским не могли придумать ничего лучше, как забраться-таки на лодку и попробовать себя в роли тех горе-проходчиков, что спускались сюда со свечкой и в кроссовках. То-то началась веселуха! Давненько, надо думать, это мрачное подземелье не слышало такого смеха! Рассекая лопатой вместо весла, как дед Мастдай и зайцы, и отталкиваясь то арматуриной от дна, то руками от потолка, они с горем пополам догребли до валяющейся на 13-м перекрёстке бочки, которая стала непреодолимым препятствием для судоходства, и, запыхавшиеся, пошли обратно пешком, пихая лодку перед собой. Да, нелегко, видно, пришлось Sailor-у со товарищи во время их недавней экспедиции! А вот и пакет с его росписью на стене висит!!! Продолжая не нами заведённую местную традицию отмечаться в качестве посетителей и учитывая, что на мокрых стенах писать невозможно, даже если с собой было бы что-то подходящее для этого, подписываемся на опустевших пивных баклашках и крепим их рядом с пакетом Sailor-а (ну и на пакете заодно – типа analyser.narod.ru и всё такое). Финал-апофеоз наступает, когда по вылезании из венчающей шахту башни мы обнаруживаем на ближайшем заборе надпись "Sailor, Alexx, 21.02.01, warnext@nm.ru"...