Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


Семь часов под землёй: Штаб Армии – rulez forever!

О предыдущем посещении объекта читайте здесь...

К субботе 03.02.01 Аналитик с Грабовским, наконец, надыбали себе два “аладдина” (так невольно произносится название костюма химзащиты Л-1) и неожиданно для самих себя решили сразу же использовать их по назначению, не откладывая на завтра то, что можно выпить сегодня. Поскольку решение пойти под “Волгу” было принято спонтанно, в путь они отправились только в седьмом часу вечера, заранее прикидывая, сколько времени смогут провести внутри, чтобы успеть на последний трамвай в направлении дома – выходило часа 1.5-2. Однако реальность показала несостоятельность всех расчётов: пока они с песнями и перекурами дошли до санатория, пока съехали на ж… простите, на пятой точке с холма ко входу в бункер (снегу навалило отменно, и приятно было видеть, что нога человека не ступала здесь уже несколько дней), пока “приляпали” за успех предстоящего дела, уютно расположившись на лестнице перед спуском в воду, пока разобрали рюкзаки со снаряжением и облачились в “аладдины”, сделав пару памятных снимков “до того как”, времени было уже девять.

Кофр отлично подошёл на роль хлебницы ;-)

Когда, наконец, настал торжественный момент “погружения” и были пройдены первые полсотни метров, закрались сомнения, что программа вечера уложится в оставшийся час: взору открылись такие переходы, что дух захватило! Итак, спускаемся в воду, и вперёд, в неведомые дали!..

"Упавшая" вода обнажила запоры входной двери...

Благодаря Л-1 и пониженному уровню воды идти значительно легче, чем в прошлый раз. Пока не замутишь воду даже видно, на что ты в следующий момент поставишь ногу в тонкой резиновой калоше "аладдина", и это радует, так как совсем не хочется, не успев добраться до чаши Грааля, пропороть подошву о какой-нибудь гвоздь, торчащий из в изобилии валяющихся на дне и плавающих на поверхности останков деревянной обшивки/интерьера помещения. Слева по борту друг за другом две комнаты – ничего интересного, досюда мы уже доходили с Sailor-ом летом в болотных сапогах. Впереди справа – дверь в комнату с фильтровентиляционной установкой.

Пол здесь, в отличии от Коридора, кафельный с неясного назначения траншеей посередине. Под водой, как и над ней, какие-то хитросплетения насосов, трубопроводов; понять назначение и принцип действия системы, конечно, хочется, но там даже с бутылкой пришлось бы разбираться слишком долго, а ведь впереди ждёт маленькая жутко ржавая бронедверь! Склонившись, пробираемся по узкому тоннелю, который выходит в громадную цилиндрическую шахту с оштукатуренными бетонными стенами.

Слева бронедверь – за ней проход в основной Коридор. Справа – лифтовая шахта без лифта и даже без тросов, на которых он мог бы висеть, но зато заваленная разным хламом так, что даже не приходит в голову попытаться замерить её глубину. Да и до замеров ли сейчас, когда рядом с лифтом наверх поднимается широкая железная лестница с резными перилами, а за лестницей гермостворка в ещё один тоннель?! Следуя правилу правой руки, сворачиваем к лестнице и поднимаемся. На одной из площадок валяется разбитый водяной насос:

Только теперь обратил внимание, что он не валяется, а стоит, будучи врезан в переставшую, видимо, функционировать как надо штатную систему дренажа. Ну вот и конец лестницы. Что же мы видим? За каркасом лифтовой шахты притулился скромный бачок для воды ёмкостью тонн несколько:

Однако, пора оценить, куда же мы забрались, глянув вниз через перила:

Вот это красотища! А народ ещё спрашивает недоумённо: а чего, мол, там в этих подземельях, хорошего, нафиг оно вам надо? Без комментариев…

Ба, какая гостеприимная дверь в лифт ожидает посетителей на верхнем этаже!

Видимо, последний раз он ездил при Сталине, если вообще когда-то существовал – над нашими головами между направляющими рельсами гладкая бетонная плита без отверстия в машинное отделение, находящееся сверху! Что ж за мистика такая – лифт без подъёмника?

Слева над верхней лестничной площадкой в потолке прямоугольный люк туда, где, по идее, должны стоять лебёдки. Вот бы посмотреть, что там, это кое-что прояснило бы, но – высоко, стремянка нужна, а где ж её тут возьмёшь?

Вновь и вновь рассматриваю сейчас фотографию потолка и – эврика, вот они плюсы фотодокументирования своих впечатлений! – вижу аккуратнейшим образом заштукатуренное зачем-то отверстие для тросов!!! Значит, оно всё-таки было, но зачем его заделали, да не просто, а по высшему классу (это над десятиметровой-то пропастью!) – для красоты, что ли, после того как лифт упал и было решено его не доставать? Тогда же и перила перед дверью приварили? Сплошные загадки. А вот ещё одна: под потолком машинного отделения здоровенные вентиляционные трубы, поднимающиеся вдоль стены шахты, загибаются и уходят влево, в сторону корпуса санатория – на 10-метровой глубине! Господи, сколько же человеческого труда было потрачено, чтобы прокопать всё это, киркой и лопатой, залить бетоном, сколько народных денег на это ушло, и всё для того, чтобы день-два отсиделись в бункере несколько шишек в случае опасности, а потом уехали по подземной автостраде в аэропорт и смылись оттуда в более безопасное место, подальше от захваченной врагом территории! (См. мнение Михаила Бортникова на эту тему в очерке Андрея Самарцева.)

Однако лестница привела нас к очередному шлюзу из двух бронедверей,

за которыми, расходясь в противоположные стороны, к поверхности поднимаются две каменные лестницы.

Левая из них заканчивается заколоченным с обратной стороны досками и листовым железом дверным проёмом, полное отсутствие каких-либо щелей в котором и забытая дома монтировка не дали никакой информации о месте расположения сего выхода на поверхность (в следующий раз без монтировки никуда!). Впрочем, судя по всему, ведёт он в подвал корпуса санатория – жутко хочется посмотреть, как всё это выглядит, но ведь если на шум прибегут хозяева, попробуй им потом объяснить, что тебе чужого не надо и что ты проник в помещение исключительно из любви к подземельям, а не для того чтобы что-нибудь стырить, а то и заложить взрывчатку!

Правая выводит в просторный зал, из которого на поверхность ведёт ещё одна коротенькая лестница, и над которым раньше стоял некий домик. Под этими ступенями сквозь пролом в стене на глубине около метра торчат две обрезанные трубы, асбоцементная и металлическая – судя по всему, это ещё один апгрейд бункера – скорее всего, подводилась горячая вода с котельной и стационарное электроснабжение от санатория.

Над последней лестницей лежит немного сдвинутая хорошо знакомая снаружи плита: сколько раз доводилось с замиранием сердца заглядывать в заваленную сейчас снегом щель, всматриваясь в темноту и пытаясь представить себе, что там, под землёй…

Возвращаемся вниз, на глубину 20 метров, и ныряем в следующий низкий тоннель. Летом преодолеть этот переход вряд ли получилось бы, поскольку уровень затопления тогда был на полметра выше, и, пригибаясь под низким сводчатым потолком, пришлось бы черпать воду нагрудным краем “аладдина”. На этот раз проход вывел в мужской туалет с двумя унитазами с верхними бачками, писсуаром и умывальником. Через тонкую стену, огибая которую мы вновь побывали в Коридоре, расположился женский туалет (и откуда только взялось это неписан(н;-))ое правило: мальчики направо, девочки налево?!!), где с относительно современного пластикового шланга свисает практически новый комплект "клапан-поплавок" – халявщики, вам ещё есть, чем поживиться!

Мираж унитаза под водой – картина, достойная кисти художника!

Оттуда, опять же параллельно Коридору, уходил ещё один проход (такое впечатление, что каждый следующий был ещё уже и ниже прежнего, но это обман зрения), отделённый от туалета тонкой стенкой с дырой для проходящих под потолком труб. Туда мы ещё попадём позже, а пока возвращаемся в Коридор, по левой стороне которого встречаем Спальню и Гостиную.

Есть свободные места!

– Срань господня!
(Как выяснилось много месяцев спустя, в момент съёмки Грабовский в подтекающем костюме
не позировал, а инстинктивно пытался вылить воду из собственного сапога)

А вот, наконец, и Столовая (или конференц-зал?)! Целый год я мечтал попасть сюда, с трепетом взирая на шикарный коллаж на www.hippo.ru/~diggers, и вот свершилось! Поражают как масштабность зрелища, так и то жуткое состояние, в котором находится помещение, так любовно отделанное некогда с целью избавить от тягостных ощущений вынужденных проводить в нём своё время людей.

Скажи мне, чему ты рад?
Постой, оглянись назад!
И ты увидишь, как вянет листопад и вороны кружат,
Там где раньше был цветущий сад…

Обратило на себя внимание отсутствие люстры, неоднократно упоминавшейся в рассказах предыдущих посетителей; своеобразность разрушения отделки стен; вентиляционные каналы, в единственном месте запрятанные в лепные козырьки под потолком, чтобы создать ощущение уюта, и сильная захламлённость пола останками не то столов, не то лавок, и бывшего паркета.

Попрощавшись со Столовой, мы решили навестить наш ПБЛ, откуда ушли часа три назад, чтобы поменять в фотоаппарате закончившуюся плёнку, перекурить и уничтожить терпеливо нас дожидающиеся остатки топлива и провианта.

Главный коридор перегорожен двумя стенами с проёмами, в которых когда-то висели двустворчатые деревянные двери, образуя между собой тамбур. Справа от него пара комнат, слева – проход к лифтовой шахте, где мы уже были.

Случайно сделанный без вспышки снимок лучше всего передал атмосферу события:
здесь бункер выглядит почти так, как видит его человек при свете фонаря.
Оцените возможности фотографа по наведению резкости в таких условиях!
(В данном случае нерезкость связана с шевелёнкой - выдержка получилась от руки) .

Подкрепившись, возвращаемся в конец Коридора, к конференц-залу, где вправо ответвляется проход, перегороженный очередной бронедверью. В его правой стене обнаруживается аппендикс, куда выходит тот самый тоннель, который мы видели из туалета через пролом в стене. Согнувшись в три погибели, доходим до конца, чтобы сделать ещё один памятный снимок.

Сие получается лишь с четвёртого раза, так как снимая в темноте в ручном режиме то забываешь включить выдвижную вспышку, то, прицеливаясь, захлопываешь её налобным фонарём и, не заметив погасания индикатора в видоискателе, нажимаешь спуск, то вспоминаешь, что нужно было установить диафрагму поменьше, дабы получить бОльшую глубину резкости… Режим полной автоматики – страховка от таких ляпов, но и у него есть свои минусы, поэтому во многих ситуациях он просто неприемлем. А ещё при подобных съёмках очень не хватает мощной внешней вспышки с поворотной головой – с нею я мог проиллюстрировать материал гораздо более качественными фотографиями. Эх-ма, была б денег тьма – купил бы баб деревеньку, да…

Однако скоро должен уже быть дальний лифт, о котором было сложено столько легенд и промер глубины которого составляет главную задачу этого похода! Чёрт возьми, оказаться бы здесь, не читав чужих описаний, не видев схем – вот был бы адреналин, а так идёшь и почти знаешь, что ждёт за поворотом :-( ...

Проход к лифту имеет Z-образную форму, причём в углах этой буквы Z имеются два аппендикса с загадочными откидывающимися к потолку железными пластинами, назначение которых предстоит объяснить специалистам по строительству объектов ГО. Пластины эти, по площади точно равные сечению коридора, подвешены на горизонтальных петлях и не имеют никаких запоров и/или упоров для фиксации в качестве дверей, отделяющих аппендиксы, где могли бы, например, располагаться дежурные офицеры, от коридора. Что-то подсказывает, что единственным их назначением являлось гашение взрывной волны, если таковая двигалась бы с поверхности через лифтовую шахту вглубь бункера (для того и Z-образность подхода к лифту?). Кстати, а не для той же цели предусмотрены такие же аппендиксы по углам П-образного коридора, о которых я рассказывал в отчёте о своём первом посещении бункера? В этом случае можно даже предположить, что тонкие кирпичные перегородки, делящие их на отсеки, предполагались в качестве демпфера взрывной волны, под напором которой должны были бы разрушиться, поглотив при этом часть энергии. Если так – это оригинально, вот только демпфер, в отличие от подвешенных пластин, получается одноразовый!

Теперь о самОм дальнем лифте, бередившем умы всяческими домыслами. (Кстати, при подходе к нему глубина затопления уменьшается примерно с метра до 30 см (по состоянию на описываемую дату) – вряд ли это ошибка прокладки тоннелей, но что тогда – защита от попадания внутрь воды при мытье полов?)

В свете фонарей удаётся насчитать 11-12 двухметровых пролётов уходящей вверх лифтовой шахты, дальше мощнейший луч Duralight вязнет во мраке… Это соответствует данной мной в предыдущей публикации оценке с учётом этажности корпуса санатория, где находится машинное отделение.

Кстати, на отпечатке (но не на скане) с трудом виден потолок лифтовой шахты, который с фонарём разглядеть не удалось.

Удовлетворённые, в половине третьего ночи возвращаемся на сушу, где Грабовский, вытряхнувшись из "аладдина", незамедлительно выпадает в осадок, а я, захватив мерную верёвку и груз, вновь отправляюсь в путь, так как просто обязан либо подтвердить, либо опровергнуть легенду о многоэтажности бункера…

Итак, главное, о чём так долго говорили большевики. Лифтовая шахта уходит вниз всего на два с половиной метра (по произведённым многочисленным замерам в разных её местах). [Далее в этом абзаце следует несколько утверждений, оказавшихся впоследствии неверными, но они сохранены здесь, поскольку в тот момент мы думали именно так] Сам лифт находится внизу, причём под водой видны верхние его части, и, судя по всему, он просто упал – от кабины лифта вверх не отходит никаких тросов! Позади кабины находится опять же упавший противовес с идущими вверх тремя тросами, тугими как струны. Остаётся неясным, почему тросы, если они оборвались, натянуты, но если бы они соединялись с кабиной лифта, то для подъёма её наверх шахта должна была бы иметь глубину около 30 метров относительно Коридора и 60-ти от поверхности земли, что в корне противоречит произведённым замерам. [Объяснение смотри в Эпизоде-5] Попытки подёргать натянутые тросы привели лишь к дождю из осыпающейся ржавчины; кроме того, изнутри вдоль правого рельса идут два тонких, несиловых троса, составляющих фактически один, перекинутый наверху через блок (выборка слабины одного приводит к натяжению другого). Итак, углубление в 2.5 м может быть обычной лифтовой ямой.

Как объяснил позже бывалый лифтёр, тросы подвески противовеса могли остаться натянутыми, если крепятся к барабану лебёдки отдельно от тросов, поднимающих кабину (есть такая схема подвески). Тонкий боковой закольцованный тросик – это часть механизма аварийного торможения кабины в случае обрыва основных тросов.

Судя по зашпаклеванному потолку ближней лифтовой шахты и перекрытому капитально приваренными перилами входу в кабину лифта доступ на нижние этажи бункера, если таковые действительно существуют, был прекращён (ох, как хотелось бы узнать, в силу каких причин!) задолго до вывода объекта из эксплуатации. Впрочем, оставался ещё дальний лифт (надеюсь, хоть он-то был исправен!), посредством которого можно было попасть по крайней мере на ближайший снизу этаж. Вообще, при осмотре бункера не покидает ощущение, что здесь что-то не так, чего-то не хватает, и похоже, что можно даже сказать, чего именно. Не хватает собственно рабочих кабинетов для размещения тех военноначальников, ради укрытия которых и обеспечения выполнения ими своих управленческих функций и возводилось это грандиозное сооружение. Излишне длинные коридоры, лифты, два туалета (М и Ж), подсобные помещения... и всего 7 комнат, две из которых совсем маленькие и явно не предназначены для генералов.


В заключение хочется процитировать эпиграф Максима Горького с титульной страницы книги, оставленной кем-то на запорах бронедвери в районе дальнего лифта: “Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего”.


Эпилог

“Выброска” из бункера произошла только в четвёртом часу утра, поскольку прекратить обследование, не обойдя всё, ни Аналитику, ни Грабовскому даже в голову не пришло. На ночёвку они не рассчитывали и потому к ней не подготовились, а перспектива “сна” с 3-х до 6-ти утра сидя на холодной железной бочке рядом со “Сталинцем” в ожидании первого трамвая обещала помимо простуженных сами знаете чего окончательно испорченное воскресенье. В связи с изложенным было принято решение выдвигаться на Большую Землю и ловить тачку, которая на последние шиши доставила бы наши тела к тёплой мягкой постельке. Сказано – сделано: складываем в рюкзак давно и незаметно переставший светить шахтёрский фонарь, не перезаряжавшийся после похода в штольни, выливаем из негерметичных (пусть это останется на совести владельцев) “аладдинов” воду, дивясь, что не так уж и страшно бродить по пояс в воде в мокрых зимних сапогах (а потом в течение часа шлёпать в них по морозу домой), выкуриваем по последней сигарете и выдвигаемся. Стоило вылезти наружу, восхитившись величием безмолвной ночной Волги, озаряемой полной луной, как за 200 метров тут же начали лаять жУчки, охраняющие поселение под бывшей базой отдыха “Сокольи Горы”!


P. S. Отдельные благодарности:


В силу вышеизложенных фактов автор совсем не уделил внимания ближнему лифту, а зря: вскоре прошла информация, что как раз эта-то шахта якобы и идёт вниз ещё на несколько этажей (во всяком случае, свет фонариков тех, кто туда заглядывал, когда бункер ещё не был затоплен, дна не доставал. Так что есть повод для Эпизода-5!

О следующем посещении объекта читайте здесь...


Вернуться на базу