Вернуться на базу | Редакция от 26.02.17 |
Посетители Интернет-ресурса "В гостях у Аналитика" (www.analyser.narod.ru) наверняка обратили внимание на отчет "На пути к Мечте", выложенный на сайт около года назад. Для тех, кто не знаком с содержанием статьи, напомню вкратце, о чём шла речь. Некто saiLor, сотрудник одного из подразделений внутренних войск, сообщил модератору сайта довольно интересную информацию, напрямую связанную с тематикой ресурса. Самарские спелестологи Вадим Геннадьев и Вадим Михайлов (фамилии, по понятным причинам, изменены), более известные как Аналитик и Медведь, потратили предоставленный государством законный выходной, дабы проверить поступившую информацию. Результатом их вылазки, не считая перепачканной одежды, явилось обнаружение достаточно интересного санатория, построенного в середине 30-х и частично заброшенного в начале 90-х. В настоящее время комплекс практически полностью разрушен, не считая единственного корпуса. Тогда внимание спелестологов привлекла внушительных размеров вентиляционная шахта, примыкающая к стене здания. Будучи знакомы с основами строительства убежищ ГО, исследователи прикинули порядок объёмов подземного помещения. Увы, проникновение внутрь казалось тогда невозможным, поскольку уцелевший корпус санатория, не смотря на отсутствие отдыхающих, охранялся военными отставниками, вдобавок, в тёмное время суток прилегающая территория освещалась прожекторами, а на крыше торчали две антенны УКВ-диапазона, что, впрочем, только подогревало интерес к объекту.
За прошедший год участники форума "Подземная Самара" провели достаточно большую работу по сбору информации. Было опрошено большое количество информаторов, перерыт внушительный объем архивных материалов. Итогом подготовительной работы стала экспедиция, проведенная два дня назад, о которой, собственно, и пойдет речь.
Оговоримся сразу – в свете последних событий, связанных с распространением терроризма, кражей цветных металлов, ужесточением контроля действий исследователей подземелий со стороны спецслужб (в частности, ФСБ), представленный материал освещает далеко не все объекты, пройденные группой. Опущены так же места расположения и названия наземных сооружений, связанных с Системой. По той же причине, автор не может выразить благодарность всем тем, без кого эта экспедиция не была бы возможной, а это не один десяток людей, потративших своё личное время, а так же предоставивших часть снаряжения. Не называются и участники экспедиции. В секрете держится даже их количество.
Основным событием, подтолкнувшим спелестологов на эту экспедицию, явилось сокращение численности сотрудников охранного подразделения санатория до одного сторожа весьма преклонного возраста. Внимание привлекли так же и демонтаж антенн, и обесточивание значительной части наружных осветительных приборов. На поверку, сторож оказался отставником, ветераном КГБ. Со всеми присущими ветеранам КГБ чертами: непьющий, неподкупный, подозрительный, неразговорчивый. Из короткой беседы с ним выяснилось, что территорию санатория выкупила очень известная в Самаре строительная компания, и в ближайшее время должна начаться реконструкция оздоровительного комплекса. На подобные мысли наводил и воздвигнутый забор из бетонных плит, с названием и телефонами все той же строительной компании. По собственному опыту, спелестологи знали, что в любой момент доступ посторонних на стройплощадку будет ограничен, а спустя несколько недель, подземелья (если они, конечно, существуют) будут либо взорваны, либо наглухо забетонированы (как случилось, в свое время, с небезызвестным бункером ПриВО).
Поскольку, никаких "скатов", подозрительных хозяйственных построек и люков в радиусе ста метров не наблюдалось, совершенно очевидным становился тот факт, что входы устроены в уцелевшем корпусе, и, возможно, под завалами, в уже разрушенных.
Единственной лазейкой оставалась всё та же вентиляционная шахта, слегка потрескавшаяся от времени, судя по конфигурации, являвшаяся, одновременно, и запасным выходом.
Что характерно, вентиляционные шахты бункеров, построенных в СССР, разительно отличаются от германских. Если нацистские воздухозаборники венчались пирамидкой, призванной изменить траекторию падающей авиабомбы, с целью сохранения запасного выхода, то советские объекты, в угоду маскировке, были лишены такой архитектурной детали, и накрывались лишь железобетонной плитой, что, конечно, делало их уязвимыми для снарядов противника.
Экспедиция назначена на вечер пятницы (самое начало марта, накануне снегопада – сторожу ни к чему созерцание цепочки следов, соединяющих остановку пригородного автобуса с его любимой вентшахтой). Поскольку, возможно, это единственная попытка, спелестологи экипировались на все случаи жизни: костюмы химической защиты Л-1, по комплекту снаряжения SRT на каждого, 50 метров статической веревки, несколько носимых источников света (в т. ч. полупроводниковые, ацетиленка, а так же реанимированный Varta Profilight, разбитый при прохождении технического коллектора около двух лет назад), слесарный инструмент, две рации, изолирующий противогаз (один на группу), газовая горелка, фотоаппарат, пикетажный журнал, запас воды, продуктов и батареек на двое суток. Дабы не привлекать внимание случайных прохожих, применен излюбленный приём – переодевание в рабочих – оранжевые каски и строительные жилеты поверх грязного камуфляжа.
Вентиляционная шахта, совмещенная с запасным выходом, всегда оснащается откидывающей решеткой (примерно, 72х80 см), закрытой на обычный висячий замок. В нашем случае, замок оказывается основательно проржавевшим, что говорит о заброшенности (или консервации объекта). Поскольку подобный опыт у группы имеется, перепиливание дужки занимает около получаса (к счастью, решетка выходит на не просматриваемую из окон корпуса сторону). От окна, по стене шахты, до самого дна, сохранились хоть и основательно проржавевшие, но вполне основательные скобы. По ним-то и спускаются исследователи, не забывая, впрочем, закрыть шахту на принесенный с собой замок (старая традиция – наносить, по возможности, лишь самый минимальный ущерб изучаемым объектам).
Тридцатиметровая шахта заканчивается закрытой гермодверью со снятыми штурвалами. Подобная ситуация спелестологам не в новинку, поэтому из рюкзака извлекается газовый ключ, и спустя пару минут исследователи уже открывают следующую дверь, расположенную на небольшом расстоянии сразу за первой.
Да… Похоже, они там, где нужно – за поворотом начинается длинный коридор, окончание которого не может высветить даже мощный луч "Varta Profilight" с алкалайновыми батарейками.
Решив сначала осмотреть объект, а затем уже заняться топо- и фотосъемкой, спелестологи совершили непростительную ошибку, в результате которой группа осталась практически без фотоматериалов и совершенно без плана объекта. Но, обо всем по порядку.
Итак, коридор. Классический арочный свод. Стены покрыты отслаивающейся пластами краской. Поверху проходят два вполне приличных воздуховода, выкрашенные бежевой краской. Пол коридора выложен кафельной плиткой. По обеим сторонам до самого конца – деревянные двери в небольшие помещения. Проёмы стандартные для объектов такого типа, ширина – 92 см. За одной из таких дверей – фильтровальная. Все оборудование в отличном состоянии, хоть сейчас запускай! Фильтры – стандартные, ФП-100, 7 стоек по 3 банки в каждой.
Посреди всего этого великолепия – обшарпанных стен, ламп дневного света, призванных обеспечивать комфорт пребывающих под землей, и деревянных дверей – неожиданно встречается дверь бронированная. Как и следует ожидать, за ней находится помещение с дизель-генератором "Сталинец", а так же баком для топлива, емкостью 100 л. Судя по запаху и результатам простукивания, бак полон. В стену уходит труба небольшого диаметра, скорее всего, вывод выхлопных газов на поверхность. Рядом – несколько стоек с аккумуляторами. Как известно, убежище оснащается дизель-генератором лишь в том случае, если рассчитано более чем на 600 гражданских человек либо имеет спецназначение.
А вот, за очередной гермодверью, шахта круглого сечения. Диаметр – около 5 м. Увы, шахта практически полностью завалена строительным мусором. Месторасположение позволяет предположить, что сверху – один из разрушенных корпусов.
Далее коридор делает поворот на 90 градусов. Что интересно, теперь он идет без ответвлений. Лишь в самом его окончании в стене сделано небольшое углубление, в котором вполне мог бы разместиться стол дежурного офицера, о чем говорит сохранившаяся телефонная розетка.
Далее – последовательно две гермодвери, за ними – шахта всё того же сечения. Справа устроен лифт. Слева вверх уходят лестничные марши с резными перилами. Однако шахта лифта продолжается и вниз. Попытки вызвать лифт ни к чему не приводят – объект явно обесточен (к слову, не работали выключатели, в розетках напряжения так же не было). Запускать дизель-генератор почему-то не захотелось.
Опыт прохождения лифтовых шахт у группы имеется, поэтому, затянув петлю через карабин на одном из уголков, обрамляющих шахту, наиболее опытный спелестолог, поддерживая связь по рации, спускается на "десантере" вниз. Достигнув глубины метров в десять (визуально), он скрывается в боковом ответвлении. Передает о движении по тоннелю. Упирается в гермодверь. Призывает к спуску остальных, причем просит снять веревку. Подняться можно и по металлическим уголкам, поэтому последний из группы бухтует веревку и убирает её в рюкзак.
Несколько метров тоннеля, гермодверь, а за ней… мечта всех поколений самарских (и не только) диггеров, плод воображения десятков журналистов, а на деле – самая обыкновенная станция метро. Точнее, не совсем обыкновенная. Во-первых, движение одноколейное. Во-вторых, никаких излишеств, вроде мраморных плит или световых табло – только голый бетон. А в третьих… А в третьих, станция значительно короче, нежели ее гражданские двойники. Такая станция способна принять совсем небольшой поезд, например, "Главспецремстрой-12". Но, это лишь на уровне домыслов…
Станция не конечная, ибо тоннель простирается в обе стороны. Стоит ли говорить, что желание возвращаться в бункер тут же пропало? Очень долго обсуждается вопрос, в какую же сторону двигаться по тоннелю. Руководствуясь правилом правой руки, выбрано направление в сторону города.
Движение по тоннелю не отличается особым разнообразием, поскольку спелестологам ранее уже приходилось ходить по самарскому метрополитену. Стандартное сечение, связка кабелей в сочетании с лампочками, дренажная канавка и тюбинги, тюбинги, тюбинги…
Не раз в некоторых специализированных форумах поднимался вопрос о проблематичности измерения расстояний под землей. Если принять скорость перемещения спелестолога в снаряжении по путям равной 4 км/ч, а время движения засекать по наручным часам, выходит, что до следующей станции исследователям пришлось проделать путь в 8 км. Однако, указанная цифра довольно приблизительна.
А станция эта не отличается от предыдущей, не считая, конечно, её отвратительного состояния: такое ощущение, что свод какое-то время сильно протекал, о чем говорят рыжие натеки на бетоне. Гермодверь, ведущая от станции, успела основательно проржаветь. Для того, чтобы с ней справиться, требуется приложить немалые усилия. Стоит сказать, что особого энтузиазма исследователи не испытывают. Во-первых, наблюдается эффект перенасыщения. А во-вторых, тоннель продолжается дальше!
Еще 1,5 км (если доверять всё той же методике измерения расстояний), и снова станция. Она несколько больше предыдущих, но тоннель, в котором должна быть гермодверь, затампонирован бетонной пробкой. Судя по простукиванию, пробка весьма значительная. Это не может не навести на определенные размышления, тем более, если учесть, что бункер ПриВО должен находиться где-то поблизости. В поддержку этого говорит и постоянно меняющийся азимут – видимо, тоннель повторяет изгиб Волги около Самары.
Устроившись прямо на полу, спелестологи готовят макароны на газовой горелке, перекусывают (на поверхности уже глубокая ночь), слегка восстанавливают силы бальзамом и продолжают движение по тоннелю. Через несколько километров – очередная станция. Решив "выйти", исследователи проникают на один весьма интересный объект, говорить о котором не позволяют названные во вступлении причины. Скажем лишь, что спелестологам пришлось прикинуться ветошью, дабы не быть пойманными. Естественно, о том, что бы выбираться на поверхность, не могло быть и речи, хотя такое желание возникло у всех членов группы, причем практически одновременно. Возвращаться несколько часов по тоннелю в обратную сторону не было никакого желания, поэтому движение было продолжено.
А вот и ещё одна станция. Более облагороженная, нежели все предыдущие. Чувствуется недавний ремонт. На стене красной краской выведено: "БП-512". Интересно, что бы это могло значить? Гермодверь не поддается – видимо, задраена с обратной стороны.
Судя по всему, на данный момент, это конечная станция Метро-2, ибо тоннель хотя и продолжается дальше, но кабели со стен уже заботливо срезаны. Уровень пола несколько снижается – сначала между шпал встречаются небольшие лужи, а вскоре рельсы уходят под воду. Решив идти до конца, группа облачается в "Л-1" и продолжает путь по воде.
Тоннель вскоре заканчивается, причём совсем неожиданно – щитом, сбитым из досок и брёвен. За завалом – небольшое помещение (под слоем мусора и гнилого дерева, плавающего в воде, не удаётся разобрать, что же находится под ногами). Лестница наверх. Ещё одно помещение. Какие-то бочки, ящики, автомобильные покрышки. Снова лестница. Спелестологи позиционируют себя на территории какого-то современного склада. К счастью, внутри никого нет (ещё бы – раннее субботнее утро). Отперев металлические ворота, исследователи выходят, наконец, на поверхность. Быстро пересекают территорию, дабы не привлекать внимание сторожей (если таковые здесь вообще есть). Последний забор – и вот уставшие спелестологи месят снег в направлении трассы. Слева сверкает огнями берег Самарки. Справа возвышается громада элеватора. С неба падает снег, заметающий следы группы.
По всему видно – экспедиция удалась!
* * *
По результатам вылазки:
* * *
Вчера автор имел возможность лицезреть начало строительных работ на территории заброшенного санатория. В частности, вентиляционная шахта уже перестала существовать.
Медведь, 01.04.2003