Все события и имена вымышлены.
Любое совпадение с реальностью случайно.
Текст мной придуман от начала до конца.
При таком красивом заголовке на сам текст фантазии уже нет. Но посещение первого в моей жизни подземного тоннеля не дает покоя. Осуществилась давняя мечта попасть под уровень асфальта. Даже сам не знаю, откуда это желание появилось. Скорее всего, причиной тому банальная тяга к тайне, к неизвестному. Итак, сначала эта тяга была в виде размышлений на тему отдельных газетных статей о диггерах в Москве. И вот натыкаюсь на сайт наших, родных, самарских… Почитал про их похождения, посмотрел фотографии. И засвербело в одном месте. Надо сходить. Только с кем? Решил связаться с этими диггерами. Но прежде чем идти на контакт, решил немного подковаться в этом плане. Так случился поход в недостроенный тоннель. Совратил на это дело своего товарища КисУ (не Воробьянинова :)).
И пошли мы в один солнечный день к тоннелю, и подлезли в дыру забора, и долго искали вход в тоннель. Злобные строители, прежде чем заморозить объект (строительство прекратилось в 1998 году), старательно заварили все подходы. Само сооружение представляет собой классический опускной бетонный колодец. На поверхности его стоит машина для подъема вагонеток с грунтом. В самом колодце идет металлическая лестница до самого дна.
Вход, а точнее лаз мы всё-таки нашли. Помогла некоторая небрежность строителей. Они оставили незаделанным небольшой участок, куда можно протиснуться. (Очередной раз подтверждается постулат – если есть забор, есть и дыра в нём.) Так мы оказались у спуска вниз. Снизу веяло холодом, тайной и мыслями "а не пора ли назад?". Но, решив, что не пора, мы начали спуск.
Поверхность колодца разбита на ярусы бетонирования. Высота яруса ровно 1 метр, так что считать глубину оказалось легко. Она составила 27 метров. На площадке 13 метров лежал ржавый бетонный вибратор. Бросили строители. Посередине колодца шли вертикальные рельсы для вагонеток и труба вентиляции. Никаких кабелей, ессесно, не было. (Цветмет, однако!) На уровне 25 метров в колодце по хорде сделана бетонная площадка с квадратным отверстием 70х70 см. Холодно. Но солнечный свет сквозь щели проникал и сюда, как бы подбадривая. Далее вертикальный трап и вода на дне. Воды было мало, лежавшая там покрышка от грузовика не была затоплена. Очень характерный мусор – всё, что нападало сверху, и всякие строительные последствия.
"Вот и всё, " – подумал я, стоя на последней ступени трапа. Выше КисА вопрошал, не видно ли "чужих". Чужих пока не было. Но когда я посветил фонарём влево от себя, вскрикнул от неожиданности. От радостной неожиданности. В стене колодца был сделан входной портал тоннеля. По дну тоннеля проходили рельсы узкоколейки. Сам тоннель уходил в манящую неизвестность. Даже наш хороший фонарь не мог осветить конец сооружения. Сердце сладко забилось. Так, наверное, себя чувствовал Шлиман, увидев Трою, или Пржевальский, поймав свою лошадь. Есть с чем к диггерам заявляться.
Поднялись мы на поверхность, щуримся на солнце, обсуждаем увиденное. Конечно, тут же решили на днях экипироваться посерьезнее и пройти тоннель.
А потом была работа, были проблемы. А потом я заявился у диггеров на сайте со своей инфой про тоннель, немало удивив их.
Причём сначала я сказал лишь про колодец, на что профи мне ответили, что это канализационный коллектор и интереса не представляет. Далее была проверка на месте и обнаружение тоннеля. И оказалось, что мы были его первооткрывателями.
Тут на меня через сайт вышел еще один любитель подземного. В следующую экспедицию мы пошли уже втроём. Наш новый знакомый оказался человеком серьёзным, с шахтёрским фонарём и классным фотоаппаратом.
И вот та же дыра в заборе, лаз, колодец. Мы у портала. Аналитик в резиновых сапогах, КисА в болотниках, я в кроссовках.
Посадил меня КисА к себе на закорки, и мы тронулись. Впереди Аналитик путь освещает. Тоннель круглый, облицован бетонными сегментами. По полу, как я говорил, рельсы узкоколейки идут. Над ними вода. В воде кое-где крысы дохлые плавают. Романтика! По стенам проложена проводка с лампочками.
Через некоторое время я начал сползать с КисЫ. И когда мы поравнялись с какой то площадкой, стоящей на рельсах, я решился. Слез на эту площадку, снял носки и залез в воду. О!!!!!! Кайфу столько, что сюда мазохистов за деньги можно приводить. Но отсутствие чувства захребетника придало мне силы, к тому же у Аналитика сапоги давно залило. Дело в том, что пол тоннеля начал понижаться и сам тоннель стал уходить вправо. На потолке стали попадаться странные артефакты - гайки на веревочках. Потом мы догадались, что это были створы, по которым велась проходка тоннеля.
Скоро мне стало совсем комфортно. Чувство ног исчезло. Было такое впечатление, будто паришь над водой – ниже колен ничего нет. Я уже предвкушал сопли, простуду, больничный. И ещё. Нам не стало хватать воздуха. Сначала мы подумали, будто это какой-то газ. Но запаха не было. Просто стало трудно дышать. Ощущение очень странное своей новизной.
Впереди замаячили какие-то конструкции. Пришли. Стоит агрегат. Далее тупик. В торце тоннеля деревянная стена, из-под неё слегка сочится мокрый песок. Стали разглядывать агрегат. Это оказался проходческий щит. Потом я нашёл его в спецлитературе. Конструкция оказалась довольно старая, применяется для проходки технологических и вспомогательных тоннелей диаметром 2,8 метра. Так мы узнали точный диаметр тоннеля.
Около щита пол был залит маслом. Со стен сочилась вода вперемешку с ГСМ. Сориентировавшись, мы поняли, что находимся под автозаправочной станцией на Хлебной пл., и оттуда, видимо, сочится эта гадость. (Ау, экологи, где Вы!!!)
На полке у щита КисА нашел фляжку и строительную каску. Каску оставили там, а флягу он забрал. Что интересно, на ней были те же инициалы, что и у КисЫ. Я забрал на память один из отвесов с гайкой.
Мы попозировали у щита. КисА составил композицию. Погоревали, что тоннель кончился. Мы-то уже размечтались пройти под половиной Самары, вылезти где-нибудь в кабинете Сталина, в его бункере. Но, увы и ах.
На обратном пути мы тщательнее осматривались вокруг и обнаружили на стене некое образование. Было ли это просто плесенью, или кем-то иным, нам неизвестно. А сидела на стене такая бабука в виде розы. Ничем не шевелила, но вид имела угрожающий. Мы её оставили в покое, и пошли далее к свету, к людям.
Выбравшись на бетонную площадку на 25-й отметке, я решил посмотреть, что там осталось у меня от ног. Внешне ничего не потерял, растёр, обрел чувство нижних конечностей.
Подъём был недолог. Потом свет, тепло, лето. А как хорошо-то на земле! Взаимный осмотр на предмет присосавшихся "чужих", переодевание, дорога домой.
Итак, начало положено. Что можно сказать про сам объект? Классический образец строительства тоннелей эпохи 80-х. Неплохой объект для первичных посещений, благо лестницы находятся пока в нормальном состоянии. Но процесс ржавления металлических конструкций идёт интенсивно.
Версию Аналитика можно прочитать здесь.