Яндекс.Метрика

Вернуться на базу


На краю Хлебной площади есть небольшой участок территории, огороженный высоким бетонным забором, за которым возвышается некое строение, напоминающее будку охранников на автостоянке. Никому из непосвящённых и в голову не может прийти, что под этой будкой расположена шахта 27 метров глубиной и метров пять в диаметре, на дне которой начинается горизонтальный тоннель круглого сечения диаметром 2.8 м, уходящий в кромешную тьму в направлении автозаправочной станции. Тоннель по колено заполнен холодной водой, капающей с потолка и стекающей со стен, под водой лежат рельсы, а на них стоят наполненные землёй вагонетки,

которые когда-то исправно поднимались наверх для освобождения от содержимого, но почему-то были брошены в середине процесса. Протяжённость тоннеля на глаз определить затруднительно – как известно, под землёй чувство пространства и времени искажается, но оценить её можно в 100-200 м. Стены облицованы железобетонными тюбингами и местами покрыты слизью. В одном месте на стене имеется странное образование из слизи и плесени, по форме напоминающее сплюснутую розу. Неизвестная ли это форма жизни или просто причудливый нарост? Дотрагиваться до него что-то не захотелось, хватило покачивающихся на поверхности воды полуразложившихся крыс, свалившихся по неосторожности в шахту.

Посередине на рельсах стоит что-то типа маленькой тележки с полом из роликов, а заканчивается тоннель проходческим щитом –

бурильной машиной, которая выгрызала перед собой грунт, шнеком передавала его назад, на транспортёрную ленту,

с которой тот падал в вагонетки, вагонетки увозили его к подъёмной шахте, а щит продвигался вперёд, отталкиваясь гидравлическими домкратами от уже уложенных тюбингов (см. фото ниже). По свидетельству очевидца строительство было прекращено в середине 90-х годов; сейчас металл покрылся ржавчиной, осклиз, хотя некоторые рабочие узлы машины сохранились вполне прилично.

Слева – бетонный тюбинг, в центре – домкрат, справа – опорная часть щита.

Кабель электропитания щита, проложенный некогда вдоль одной из стен, естественно, безжалостным образом вырезан. Металлические лестничные клетки и пролёты ещё в терпимом состоянии, но начинают прогрессивно ржаветь, как это бывает в полузатопленных подземельях из-за почти 100-процентной влажности, и со временем их ждёт участь тех, что вели когда-то в бункер Берии. Кстати, описываемая шахта и шахта, ведущая в упомянутый бункер, внешне чем-то схожи, наверное, диаметром и конструкцией лестниц.

В конце тоннеля на потолке имеются нефтяные разводы, говорящие о том, что в грунтовые воды попадают горюче-смазочные материалы с расположенной поблизости (метрах в трёхстах) АЗС.

По поводу назначения объекта. Пока есть два предположения. Первое: однажды “появилось мнение”, что эксплуатация коммуникаций, уложенных в тоннели, окажется дешевле, чем зарытых обычным способом в землю, и началось строительство. Второе: возможно, он предназначался для пропуска каких-то вод, так как конструкция его в точности аналогична тоннелю, пересекающему проспект Карла Маркса около дома 424, также по колено заполненному водой, но только проточной, а невдалеке от обследованной части последнего был слышен сильный шум потока (упоминание о спуске туда см. здесь).

19.01.02 Аналитик с Медведем спустились в водосточный коллектор через очень похожую шахту на Маяковском спуске. Такие же метровой высоты бетонные кольца, составляющие стены, такие же квадратные отверстия в межэтажных хордах, та же двухметровая бетонная труба внизу. Похоже, что на Хлебной площади находится недоделанная ветка аналогичного водостока.

Июнь 2000 г.
Версию saiLor-а можно прочитать здесь.


Вернуться на базу